«Качество — на все времена!» Фабрика «Свобода»

tourister.ru 1 неделя назад 8
Preview

Совсем недавно попала на экскурсию косметической фабрики «Свобода» в рамках программы «Советский вечер на Вятской». Эта экскурсия будет интересна тем, кто хочет поностальгировать по ушедшей эпохе или тем, кто хочет узнать о ней получше, а также о процессе становления главной косметической фабрики СССР.

Сбор группы в 18–45 на проходной (ул. Вятской, 47), начало в 19–00.

Предупреждаю сразу, свои фотоаппараты вы можете оставить дома, так как съемка на них без определенного разрешения не допускается. Так что смело собирайтесь «налегке», вооружившись лишь смартфонами. Да, и не берите крупные сумки и рюкзаки, с ними проход будет запрещен, а вас любезно попросят оставить вещи в гардеробе.

Да, и на «Советский вечер на Вятской» принаряжаться тоже не следует, все будут переодеты по форме: халаты, шапочки и бахилы.

Пока мы раздевались, переоблачались, слушали инструктаж (куда не следует совать пальчик, заходить и т. п.), можно было познакомиться с временной выставкой театральных афиш,

плакатов,

этикеток,

наборов «Сюрпризные коробки»,

духов и вееров, разместившейся в вестибюле первого этажа.

«Качество — на все времена!» — так гласит слоган баннера предприятия.

Уверена этому утверждению можно верить смело, не можем мы не доверять нашим вечно молодым бабушкам и мамам, которые годами использовали косметику торговой марки «Свобода». Ведь в состав питательных кремов входят натуральные масла, витамины и экстракты целебных растений.

В 2023 году предприятию исполнилось 180 лет!

В 1843 году в Москве в районе Хамовники в Теплом переулке молодыми французскими предпринимателями была открыта парфюмерная мануфактура «А. А. Ралле и Ко». Основателями ее были два брата Альфонс и Юджен Ралле, родившиеся под Парижем в городе Шато-Тьерри в многодетной семье.

Будучи обаятельным и весьма дипломатичным Альфонс Ралле в новой Московской среде заручился поддержкой важных и богатых людей, подготовил свой, говоря современным языком, бизнес-проект. Начал он с свечного дела, а затем, смекнув, что масштабное производство мыловарения и парфюмерии в России отсутствует, занял эту нишу.

Ассортимент производимой продукции ежегодно увеличивался, в каждом уважающем себя доме стали появляться: душистые мыла, духи, одеколоны, пудры, помады и прочие «дамские штучки». В середине XIX века парфюмеры создали новый аромат так называемых «зимних духов» — «Parfums de Fourrures» («Духи для меха»), раскрывающийся при отрицательных температурах дополнительными нотками. Светские модницы наносили духи на одежду, перчатки, меха, шлейф от них разносился вокруг приятным послевкусием и сводил с ума мужскую половину. Особую популярность духи получили во время Новогодних и Рождественских балов, зимних праздничных гуляний.

За высочайшее качество продукции компания «А. Ралле и Ко» получила награды на международных промышленных выставках в 1855, 1865, 1882, 1896гг., тем самым завоевав доверие и признание высшего общества. А с 1855 года фирма стала главным «Поставщиком Двора Его Императорского Величества». Это звание давало право наносить на упаковку герб Российской Империи.

Интересный факт: в России в то время не было флаконов для духов, для перевозки использовали обычные водочные бутылки и штофы. В 1864–1865 году друг, компаньон братьев Ралле — Фридрих Дюфуа покупает хрустально-стекольный завод на Бутырках, который в последствии стал производить для парфюмерной продукции изящные флаконы, не уступающие западным образцам. Это был настоящий переворот и вызов конкурентам.

Сейчас в здании бывшего хрустального завода расположено модное пространство «Флакон».

По состоянию здоровья и невозможности находиться в российском климате, семье Ралле пришлось вернуться во Францию (правда с хорошим капиталом), продать свое дело купцам первой гильдии Эмилю Будра и Альфреду Буше, но с условием сохранить название фирмы. Новые хозяева реорганизовали фабрику в «Товарищество Высшей Парфюмерии А. Ралле и Компания».

В 1899 году для дальнейшего роста объемов продукции предприятие расширяется, и на Вятской улице появляется новое здание, построенное по проекту архитектора Оскара Жана Дидио, оснащенное самым современным оборудованием, в нем устанавливают лифты, паровые машины, широко используют электричество и проводят телефонную связь.

Основной корпус сохранился до наших дней, и по нему мы обязательно еще с вами пройдемся.

В начале ХХ века товарищество реализовывало парфюмерную продукцию в трех магазинах Москвы, расположенных в новомодных пассажах, в Санкт-Петербурге и других городах России. Но славу и признание фирма сыскала не только на Родине, но и широко за ее пределами, товары экспортировались в Китай, Иран и на Балканы.

Если раньше сырье для духов привозили из Франции и Италии, то в конце XIX века на южных территориях России партнеры фабрики высадили плантации эфиромасличных ароматных трав.

Новая эпоха в развитии товарищества связана с приходом молодого талантливого парфюмера Эрнеста Бо. Он обучался секретам парфюмерного дела в городе Грасс во Франции, опыт работы и управление фирмой перенял у Адольфа Лемерсье. Его бесценным даром — был нос, фантастическое обоняние и феноменальная память. Он мастерски слышал ароматы, умел делить их на нотки и виртуозно миксовать. Для получения новых ароматов использовал не только натуральные, но и синтетические ароматы, полученные из альдегидов.

Его хороший знакомые Константин Веригин так отзывался о Эрнесте Бо:

»Эрнест Бо, как и его учитель, разыскивал неизвестные еще продукты и употреблял их в самых замечательных и неожиданных комбинациях. Сменив Лемерсье, он стал первым парфюмером у Ралле. Для этого Дома он создал целый ряд духов, основанных на экстракте «Царский вереск» (Tsarsky Veresck); потом, в 1912 году, к празднованию столетия Бородинской битвы он выпустил «Букет Наполеона» (Bouquet de Napoleon), имевший, по собственным его словам, невероятный успех».

К 300-летию династии дома Романовых в 1913 году были созданы духи «Букет Екатерины».

Это были годы расцвета фирмы, ее штат насчитывал 1500 сотрудников, а цеха оснащены по последнему слову техники.

Грянули годы Первой Мировой войны, Эрнест Бо эмигрировал во Францию. После войны к нему обратилась Коко Шанель с просьбой создать яркие духи. Эрнест, соединив в один букет более 80 альдегидов с самыми невероятными нотками, предложил несколько вариантов. Коко выбрала номер 5, так на свет появились всемирно известные «Chanel № 5».

Когда Эрнеста спрашивали, как он создал шедевр, тот отвечал: «… я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной службы прошла на Севере, за полярным кругом. Во время летнего полярного дня озера здесь излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его, хотя поначалу альдегиды новой композиции были очень неустойчивы…».

Далее настали годы революции. Естественно об элитной парфюмерии пришлось забыть. Товарищество «А.Ралле и Ко» национализировали и реорганизовали в «Государственный мыловаренный завод № 4», входящий в состав треста «ЖирКость» (в последствии «ТэЖэ — трест эфирно жировых эссенций». В 1922 году предприятие получило новое название «Свобода».

После небольшого погружения в историю переходим в секретный ассортиментный кабинет и начинаем знакомиться с темой экскурсии «Советский вечер на Вятской». Здесь собраны образцы продукции фабрики за последние 70 лет: старинные этикетки, обертки, флаконы,

а также представлена современная продукция.

Итак, настало тяжелое послереволюционное время, в новой строящейся стране царит разруха, голод и сплошная антисанитария. Как поговаривали на съездах партий: «Или социализм победит вошь, или вошь победит социализм!». Поэтому одной из главных народных задач было научить советского человека соблюдать правила гигиены: «Иди в баню после работы», а перед заводом поставлена задача наладить массовый выпуск мыла, зубного порошка для рабочего класса.

Выпуск духов и одеколонов передали фабрике «Новая заря» (бывшему конкуренту фабрики Ралле, владельцем которого являлся Генрих Брокар).

Телевизоров и навязчивой рекламы, как мы понимаем, в то время не было, но пропаганда в виде плакатов и лозунгов велась активно, к ней привлекались известные поэты и писатели начала XX века. Среди них был и Владимир Маяковский, который с проблемой антисанитарии столкнулся лично (его отец умер от заражения крови). Боясь повторения судьбы, у него всегда с собой были три средства: йод, одеколон и мыло.

Маяковскому принадлежат слова:

»Ребята, обязательно

чистить зубы тщательно».

Страна поступательно двигается вперед к новому будущему, за качество каждой новой серии продукции управляющие фабрикой лично отчитывались на съездах партий.

Наступает эпоха, когда обертка становится не только практичной, она выполняет функцию политически агитационную и культурно просветительную:

В 1927 году после премьеры на большой сцене балета Рейнгольда Глиэра и празднования 10-летия октябрьской революции выпускается серия мыла «Красный мак».

В 1930 году в знак поддержки гражданской войны в Испании появляется серия «Кармен».

1930 год ознаменован рядом открытий: экспедиции Папанина и Челюскина, покорение Арктики и освоение северо-ледовитого океана, в честь этих героических событий выпущена серия «Победа над Арктикой».

В 1937 году Валерий Чкалов совершил первый беспосадочный перелёт «Москва-Северный Полюс- Ванкувер», а фабрика «Свобода» подготовила линейку «Эскадрилья».

Человечество стало стремиться покорить космос, а косметическая фабрика подготовила серию «Стратосфера», на обертках которой Москва была представлена футуристичной с устремленными в небо высотками и памятниками.

На смену темы чистоты и гигиены приходит осознание того, что советский человек должен быть красив и ухожен, а этому должна способствовать качественная косметика по уходу за кожей и телом. В 1930 году на фабрике появляется новый цех по варке крема, происходит переворот в технологии производства: вместо жировой основы стали использовать обратные эмульсии.

В 1935 году появляется крем «Люкс», который в 1937 году на Международной промышленной выставке в Париже получает Гран-при награду. У нашей группы была возможность опробовать действие крема на своих ручках, благодаря своей питательной текстуре он особенно не заменим в зимнее время года.

Также в 1935 году началось производство шампуней, мыльных палочек, а также мыльной стружки для деликатной стирки (предшественники современных стиральных порошков).

С 1936 года в ассортименте фабрики появляются зубные пасты (ранее производили только порошки). Флагманом стала зубная паста «Санит».

Период промышленного подъема прервала Великая Отечественная война, заводу пришлось переориентировать производство на «военные рельсы»: стали изготавливать взрывчатые вещества и патроны, а также мыло для фронта. На его этикетке был изображен Красноармеец и лозунг: «Враг будет разбит, Победа будет за нами!». Это мыло было универсально: им можно было мыть руки, умываться, стирать портянки и гимнастерки. В серию «Красноармеец» входила и пенка для бриться с витамином F, способствующим быстрому заживлению мелких порезов.

За вклад в Победу труженики тыла получили медаль «За оборону Москвы», а фабрика награждена Красным знаменем Государственного комитета обороны, которое представлено в секретном ассортиментном кабинете.

В послевоенное время фабрика «Свобода» постепенно восстанавливала свое производство и расширяла ассортимент. Переворотом в мире косметики стало производства грима для актеров, на его базе в последствии появились тональные крема.

В 1952 году налаживается производство зубной пасты, появляются всеми известные наименования «Лесная», «Московская», «Мятная». Выпускается уникальная зубная паста для космонавтов, укрепляющая зубы во время полетов — «Жемчуг».

Для работников медицины разрабатывается специальное антисептическое мыло, которое убивает не только микробы и бактерии, но кишечную и дизентерийную палочку. Для военно-морского флота выпускают специальное мыло, которое пенится в соленой морской воде.

Постепенно жизнь людей стала налаживаться, появилась возможность летом отправляться в теплые края. Для путешественников фабрика «Свобода» выпустила серию мыла «Курортное».

С 1954 года началось производство «Детского» крема, в состав которого входили только натуральные ингредиенты, в том числе эфирные масла эвкалипта и лаванды.

Чуть позднее в детскую линейку вошла и зубная паста.

«Детский крем» — хит на все времена.

Совсем недавно на складе обнаружен уникальный альбом, в котором бережно были собраны все эскизы, чертежи и готовые этикетки с указанием фамилии автора. По этим образцам были воссозданы панно в увеличенном масштабе, которые украшают стены галереи и позволяют отследить этапы развития фабрики от «А. А. Ралле и Ко»

до «Свободы».

Советское руководство уделяло особое внимание к качеству изготовляемой продукции и дизайну этикеток, ведь они несли еще и особый смысл: освещали события, мотивировали к здоровому образу жизни и спорту,

знакомили с архитектурой, искусством, поощряли коллективизацию и вдохновляли на трудовые подвиги.

Через обертки можно проследить как менялся облик столицы, появлялись павильоны на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), строились станции метро.

В парадном углу галереи выставлена копия картины Павла Варфоломеевича Кузнецова «Натюрморт ТЭЖЭ», написанная в 1938 году (оригинал хранится в музее Абрамцево). На полотне изображены основные продукты треста: наборы «Красная Москва», «Красный мак» и оригинальное мыло «Апельсин».

В настоящее время фабрика «Свобода» восстановила некоторые легендарные линейки такие как «Цветы императрицы» и «Апельсин». Ретро фрукт с ярким цитрусовым ароматом — эксклюзивный продукт, его изготавливают по старинной рецептуре на штамповочном станке вековой давности, каждую долечку шлифуют вручную и соединяют в один апельсин весом 0,5 кг. Выпускают его обычно небольшими партиями к праздничным датам.

Ассортимент современной продукции широк, в нем есть и бюджетные варианты, и более дорогие косметические серии как «Диамант».

В рамках данной экскурсии мы не увидели технологический процесс варки, сортировки, упаковки продукции, но по историческим цехам все-таки прошлись. Как ранее уже обмолвилась, новый современный завод был построен в 1889 году по проекту Оскара Жана Дидио, до нашего времени он дошел практически в первоначальном виде с высоченными потолками, световыми окнами, металлическим каркасом.

Местами сохранились фрагменты метласхской плитки конца XIX века.

В советское время по периметру были добавлены галереи, обнесенные решеткой для безопасности, стены были украшены плакатами с мотивирующими лозунгами.

Развал СССР и перестроечное время не отразились на работе фабрики, она успешно существует и развивается по сей день, поставляя на рынок мыловаренные изделия, косметические средства, зубные пасты, шампуни, гели для душа, краски для волос и декоративную косметику.

В 2017 году стало известно, что косметическая фабрика «Свобода» вынуждена покинуть центр Москвы и перенести свое производство в Южное Медведково. Часть машин уже перевезено на новое место, а опустевшие цеха вызывают некую грусть. Что же вырастет на освободившейся территории? Скорее всего новые небоскребы, бизнес-центры или элитное жилье.

Экскурсия завершилась кинопоказом бесценных кадров развития фабрики «Свобода» с 1920–1930х годов. Этот уникальный фильм подготовили сотрудники предприятия по материалам, найденным в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Получился настоящий шедевр.

На память об увлекательной экскурсии и прекрасном «советском вечере на Вятской» каждый участник получил подарочный набор от экс «Поставщика двора Его Императорского Величества».

P. S. : При фабрике ежедневно с 10:00 до 20:00 работает фирменный магазин (по адресу: улица Вятская, дом 47, стр. 3). Рекомендую заглянуть — цены от производителя!

С экскурсиями можно познакомиться на официальном сайте фабрики «Свобода».

Спасибо за внимание.

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'