Мезоамерика-2024 (Смотреть на YouTube)
Мезоамерика-2024 (Смотреть на Rutube)
13.11.24. Озеро Атитлан
Джетлаг поднимает рано. Встал раньше семи, а проснувшись, лежал больше часа. Приоткрыл штору — за окном прекрасный вид на озеро и вулкан, в этот утренний час он ещё не окутан облаками.
Номер интересный, с элементами колониального стиля: две больших кровати с рамой для москитных штор, сейчас ничем не завешанные. Деревянный потолок, свет из торшеров и настольных ламп.
Холодильника нет, но есть телик, и он нормально включается на кабельное ТВ.
Большой пузатый керамический сосуд предназначен для фильтрации воды каким-то очень экологичным способом. Позднее Настя сказала, что она не верит в эти фильтры, но в гватемальских отелях это сейчас модное поветрие.
Металлические лавки для багажа с мягкими пуфиками, низкое кресло в углу, тяжёлая деревянная тумба с выдвижными ящиками, Ангел с арфой из гипса, ракушка Святого Якова, без неё никуда, таким мне представился номер.
Интерьеры всего отеля не опишешь совсем — множество различных предметов в коридорах, в холле, вокруг и в зоне еды. Шахматный столик. Святые всех мастей на стенах и так, сидя тоже примостились. Зона бассейна прямо перед зоной завтрака, и всё это на фоне озера и вулканов.
А завтрак по меню — я выбрал майяанский завтрак, а Таня — тост с яйцами и авокадо. И то и другое выглядит как блюда высокой кухни. Я еще добавил свежевыжатый сок папайя и остался доволен. А каков вид? А какова атмосфера? Не жалко за такое 220 кетцалей, чуть ниже тридцати долларов на двоих, но оно того стоило!
Рюкзак с фототехникой с собой, сегодня мы проведём день на воде и вокруг. Забегая вперёд скажу, это будет замечательный день!
Нас ждёт Настя, нас ждёт катерная лодка с навесом по имени Нэнси и капитан по имени Фернандо, сильное сочетание! Садимся прямо с небольшого пирса от отеля, капитан жмёт на газ, погнали!
По серебристой глади озера несёмся вперёд, уже смело проглядывает солнце, а вместе с ним и хорошее настроение. Полчаса пути, и мы приплываем в город Сан Хуан. Удивительное местечко! Заряженное морем озером позитива. Гористая местность подступает к воде, соответственно все городки карабкаются от воды вверх. На выходе из порта растут очень красивые оранжевые цветы рода орхидей — тумбергия.
Проходим немного вперёд, и Настя обращает наше внимание на другой природный феномен, цветы бирюзового цвета, совсем неприродного. Это тоже тумбергия, только другая разновидность. Невероятно!
Можно взять тук, их тут в изобилии, 375 штук на 5000 жителей (по словам Насти), но зачем?
Пока ещё можем идти сами, заодно и город посмотрим. Главная улица из порта сверху укрыта зонтиками, идея не новая, но и накрыли не вчера, зонтики уже сильно выцвели, а некоторые просто сломались.
Преимущество изучения незнакомых земель с гидом в том, что он знает то, чего мы не знаем. И нам не надо искать ключи для узнавания, у нас есть гид. Настя уверенно заводит нас в художественную галерею. Сан Хуан — город художников! Так сказал совет старейшин, когда задумался о привлечении туристов в город. Подравняли, подчистили, дали место художникам. И пошло. Сейчас это самый посещаемый туристами город на озере.
Позитив на каждом шагу! Художественные галереи, Настя выбирает самые лучшие, представляют картины в стиле примитивизма. А мне нравится! Есть несколько идей картин, которые мне сильно зашли: кукуруза — початки разного цвета в комбинации, иногда отливают перламутром. Люди за столом, нарисованные сверху и поднимающие лица вверх, неожиданный ракурс. Космос и гватемальские ткачихи, парящие в нём. Честное слово, было бы куда повесить и как довезти — купил бы! Мне реально понравилось. Сильнее всего комбинация из початков кукурузы разных оттенков.
Кукуруза — главная пища майя, а в Сан Хуане до 90 процентов населения индейцы майя. Как нам уже пояснили, племена майя говорят на 22 различных языках. В Сан Хуане говорят на тцутухили. Едят майя кукурузу в виде лепёшек тортий минимум три раза в день, каждый раз съедая по пять лепешек. То есть жизнь без кукурузы майя не представляют.
В зале работает художница и художник. От съёмки не отказываются и денег не требуют, молодцы.
Заходим еще в одну галерею, Настя в ней очень уверенно ориентируется — здесь качество выше и цены соответственно тоже. А какие? Вообще в обычной галерее от 100 кетцалей до 1000, а в хорошей, куда мы пришли, от 1000 кетцалей до бесконечности. Не знаю, то ли повлияло мое позитивное настроение, вызванное позитивным городом, но мне все картины нравятся.
А какова вам Мона Лиза — майя цхутхили в шапке токояль и блузке вуипиль (о них позже)?!
Настю знают все, она здесь своя, шепнула что-то хозяину галереи, тот кивнул и открыл дверь во двор, проходим и попадаем во второй зал галереи, чужие здесь не ходят. Внимание сразу привлекла картина круга, размеченная цветом на секторы. И мы, совершенно того не подозревая, проваливаемся в историю Мезоамерики. А история Мезоамерики — это история майя. Круг, который я вижу — это майянский календарь.
Погрузился в тему и такого накопал! Попытаюсь пересказать очень кратко. Согласно представлениям майя, мир вокруг имел прямоугольную форму, вместо фразы «четыре стороны света» индейцы говорили «четыре угла неба». Каждый из «углов неба» имел свой цвет: восток — красный, север — белый, запад — чёрный, юг — жёлтый. В центре зелёная точка. По замыслу майя, через этот центр проходила ось под названием Вака Чан, которая символизировалась в виде дерева, уходящего корнями в подземный мир, а ветвями — в небесную область наверху. Наша жизнь в виде ствола соответствуют переходному периоду между миром мёртвых и небесами.
Верх, как правило, ориентируют на красный восток. Календарь имеет циклический характер, поэтому изображён в форме круга. В одной из публикаций в Сети задаются вопросом — цветовая гамма майя характеризует мир чёрно-белый и многоцветный мир именно теми цветами, с помощью которых создаётся вся гамма — RGB. Мы это узнали совсем недавно, когда появилось цветное ТВ, Photoshop и современные многоцветные прожекторы. А откуда это знали майя?
Дальше — больше. Среди названий планеты Венера значится такое — «звезда, которая курит». Откуда это могли знать индейцы, не владея мощной оптикой?
Есть ещё целый ряд астрономических знаний, которые индейцы сами приобрести не могли, не буду вас утомлять. Вывод напрашивается: налицо все признаки знания, данного извне и сразу в готовом виде.
Вернемся к календарю.
Календарь майя состоит из трех колец, каждое из которых представляет из себя отдельную циклическую систему: календарь длинного счета: цолькин (божественный календарь) и хааб (гражданский календарь). Все они цикличные. Это означает, что должно пройти некоторое количество дней, прежде чем начнется новая фаза.
То есть, календарей на самом деле три.
Цолькин — ритуальный период в 260 дней, являющийся комбинацией периодов по 20 и 13 дней. Каждый день имеет номер от 1 до 13, кроме того, у дней есть названия, повторяющиеся с периодом 20. Каждому названию дня соответствует свой символ, так называемая Солнечная Печать.
Хааб — гражданский календарь майя. Это был солнечный календарь, состоящий из 365 дней.
Хааб делится на 19 месяцев: в 18 из них было по 20 дней, а в одном — только 5 дополнительных «дней без имён» (он добавлялся для того, чтобы общее число дней равнялось 365). Эти 5 дней назывались Вайеб. Они считались несчастливыми.
Длинный счёт. Для больших промежутков времени майя использовали так называемый длинный счёт, представляющий собой количество дней, выраженное в смешанной 20-, 18- и 13-ричной системе счисления. Минимальной единицей в Длинном счёте является кин (день). Более крупные единицы:
1 уиналь = 20 дней;
1 тун = 18 уиналей = 360 дней (приблизительно 1 год);
1 катун = 20 тунов = 7200 дней (19 лет 265 дней);
1 бактун = 20 катунов = 144 000 дней (394 года 190 дней; 400 тунов);
Ну и далее:
Например, 25 января 2012 года в календаре майя при корреляции 584285 выглядит так: 12.19.19.1.8, 8 Кими, 18 Муан. В этой записи представлены вместе Длинный счёт, Цолькин и Хааб. В расшифровке эти записи означают следующее:
длинный счёт: бактун 12, катун 19, тун 19, уиналь 1, кин 8;
цолькин: 8-й день 13-дневной недели, день Кими 20-дневного периода (уиналя);
хааб: 18-й день месяца Муан.
Без стакана не разберёшься, да и как разобраться?
Синодические циклы планет в календарях майя.
Синодические периоды планет следующие: Меркурий = 117 дней, Венера = 584 дня, Марс = 778 дней, Юпитер = 399 дней, Сатурн = 378 дней.
Древние майя точно знали эти периоды. Однако связать их между собой современным исследователям долго не удавалось.
Все стало логичным, когда авторы исследования расширили стандартный цикл 4×819 дней до 20 периодов по 819 дней — то есть 16380 дней, или 45 лет. «Вместо того чтобы ограничивать свое внимание какой-либо одной планетой, астрономы майя, создавшие систему отсчета 819 дней, представляли ее как более масштабную календарную систему, которую можно было использовать для предсказания синодических периодов всех видимых планет, а также вписать сюда циклы Цолькина», — пишут исследователи.
Ну что, каково? Вот копнули!
Но вернёмся в студию художника. С календарями разобрались. Написал и засмеялся. Если кому интересно — могу скинуть ссылки на материалы исследований календарей майя, подключайтесь! Есть, чем занять мозги. Однако на том самом круге есть ещё и цифры майя.
Слышу крик с последнего ряда: — Только не начинай!
Не волнуйтесь! Здесь с первого раза вроде как всё проще.
Цифры майя — запись чисел, основанная на двадцатеричной позиционной системе счисления, использовавшаяся цивилизацией майя в доколумбовой Мезоамерике.
Ноль — овал ракушки, 1 — точка. 5 — полоска. Вот и всё. Можем пример привести? Как? Нарисовать цифру знаками майя.
Цифры майя до сих пор используют на купюрах в Гватемале для обозначения номинала.
Ох! Вот загрузил себя и вас! На воздух на улицу, где много цветов, ярко и празднично! Меняем направление на горизонтальное и вскоре приходим в ткацкую мастерскую.
Как было обозначено в нашей программе: Вы можете посетить женскую текстильную фабрику, увидеть процессы ручного ткачества и натурального окрашивания, а также познакомиться с группой комадрон или повитух, которые выращивают разные виды лекарственных трав для натуральной медицины. Традиционное сельское хозяйство, рыболовство, плетение тростниковых циновок и производство высококачественного текстиля — неотъемлемая часть жизни местного населения.
Будете смотреть? — Нет!
Ну, простите, надоело мне про ткачество в разных частях планеты. Сфотографировал сотрудницу в оригинальной блузке того самого племени тцутухиль, которое живёт в Сан Хуане. У каждого племени майя свой орнамент в одежде.
На улицах вокруг появились муралы — картины на домах и они — крутые. Вот, например!
А еще я удивился терпению и воспитанности местной публики — встал на узкой дороге снять стену с живописью, метился и форматировал кадр не меньше минуты. Всё это время меня терпеливо ждал водитель тук-тука, я закончил, он проехал. Неожиданно!
Мы пересекаем улицу и через парк и школу проходим к другой достопримечательности. При этом пацаны на школьном стадионе дружелюбно кричат мне приветствие, а я им с удовольствием отвечаю.
Спортивная площадка окружена муралами на стенах, с противоположной стороны уникальная улица, где яркий цветной рисунок нанесен прямо на проезжую часть! Не видел такого! Правда, скорее всего, машинам здесь ездить не дают, только на мотоциклах, но все равно здорово.
А вот такая композиция на стене на морскую тему, да ещё объёмная!
А какие красивые и художественные муралы на стенах?! Чего стоит этот дядька? Старейшина и долгожитель города.
Вся это обстановка заряжает положительными эмоциями. Сан Хуан — город цветного позитива!
От дядьки в очках мы совсем скоро оказываемся на центральной площади с кафедральным собором. Стиль постройки примитивный, построен в первых рядах после высадки испанцев на гватемальской земле.
Фоном для церкви выступает гора с ликом лежащей человеческой головы, ну точь-в-точь как на Филиппинах перед посещением подземной реки.
На выходе спускаемся по улице зонтиков в порт.
В самом низу остановились съесть мороженое и выпить капучино. Мороженое слишком сливочное, но вкусное, особенно то, что в шоколаде с орехами. А капучино неожиданно крепкий, молока мало, а кофе много, да и стоит меньше двух долларов.
На катер-лодку, плывем в город Сантьяго, проплываем городок Сан Педро.
Кстати, с воды хорошо видно, что вулканов напротив гостиницы два, а не один. За вулканом Талимон прячется вулкан Атитлан. Тот, что сейчас за моей спиной, а при взгляде из гостиницы справа — Сан Педро. А перед нами небольшая скала в форме слонёнка, такой её увидел Антуан де Сент-Экзюпери, запомнил и описал в «Маленьком принце», тот самый слоник, съеденный удавом.
Полчаса по спокойной глади Атитлана и мы подруливаем к причалу Сантьяго.
Настя неожиданно сворачивает в узкий проход между домов, увлекая нас за собой. Немного попетляли и зашли в ничем неприметный двор, где перед окнами сушится бельё, а на земляном полу собраны бутылки из-под пива в ящиках и ещё всякие не очень красивые вещи.
Сантьяго — это город поклонения Машимона — языческое божество или бог народа Майя, которому приносят пожертвования в виде алкоголя и сигар. Он живет в доме у главы религиозного братства или кофрадии в течение года; и семья, в доме у которой живет Машимон, не работает. Их единственной работой является забота о божестве.
Есть 12 назначенных семей, которые по очереди получают право каждый год ухаживать за божеством. Право переходит по наследству волей сновидений или жребия. Последняя семья заботиться второй год. Кормит, поит, снабжает сигаретами. Все спиртные напитки вечером сливаются в одну емкость и выпиваются членами семьи. Брр — какая гадость!
В Машимоне воплотилось сразу несколько образов: майяанского бога плодородия и землетрясений Мама, Иуды Искариота, Святого Симеона и конкистадора Педро де Альваро. Машимон — бог, в котором воплотилась мистическая сила табака. Машимон — часть общей мезоамериканской религиозной культуры.
За осмотр отдаём деньги, отдельно за съёмку: фото — 10 кетцалей, видео — 35. Отдал за фото, не таясь, снял на видео, никто слова не сказал. На фигуре маска — это и есть Машимон. К нему можно приходить с добрыми просьбами, например, вылечиться. В углу сидит ещё один Машимон в чёрном костюме и с сигаретой в зубах. К нему можно обращаться в том числе и с плохими просьбами, например, порчу на соседа навести.
У маски настоящий посетитель, проводник из семьи просит Машимона за пришедшего. Поднимается дым из кадила, монотонная молитва, надеюсь, поможет соискателю.
Обратно, а я не преминул сунуть нос в подворотню, где столярная мастерская и мастера ваяют сувениры из дерева. Птица кетцаль и вертолёт в дереве имеются. Доброжелательно и ненавязчиво.
Выходим на большую по местным меркам дорогу и вскоре сталкиваемся с уличным рынком, где вдоль дороги продают овощи и фрукты: хокота, мушмела, пакайя, похожая на тонкую кукурузу, лук, картошка нас не интересует. Уточнил, пакайю добавляют в рис и жарят с ней омлет. Попробуете?
При съёмке многие женщины-продавщицы прикрывают лицо платком или отворачиваются. Почему? Настя объясняет, среди Майя существует поверье, что фотографирование крадёт часть души. Но так поступают далеко не все. Молодые люди с удовольствием позируют по моей просьбе.
Фрукты на вечер закуплены, а мы через небольшой скверик с фонтаном и гипсовым монументом карты озера и окрестностей проходим к лестнице чтобы подняться на центральную площадь. У карты поймал для себя моделей для позирования — маленькую девочку, которая с интересом заглядывает в объектив и машет рукой, и психа, который ритмично трясёт головой в такт музыке, доносящийся из динамиков.
Центральная площадь уровнем выше, поднимаемся по ступеням, и перед нами появляется белокаменный храм.
На входе тётенька средних лет продаёт сувениры. Кто бы сомневался — Настя знакома с ней уже 16 лет! Женщина колоритная, одета в соответствии с правилами города — на ней блузка вуипиль с вышитыми птицами, а на голове токояль, лента, свернутая особым образом, превращенная в изящную шляпку. По нашей просьбе размотала и эффектно смотала головной убор на место, в качестве благодарности купили у неё цветную птичку кетцаль, вон в углу на кухне покачивается.
А перед нами большая просторная площадь с фонтаном, устланная брусчаткой. Настя: в городе есть чисто католическая церковь и центральный собор Святого Якова Апостола, который совмещает католическую веру с религией майя, принятую у большинства населения города. Еще когда пришли испанцы и пытались обратить местных жителей в христианство путём запугивания, майянцы украдкой сверлили дырочки в иконах и молились, в уме считая, что молятся своим богам. За главным алтарём спрятан другой, деревянный, на вершине которого Бог 0тец, Святой Иаков с ракушкой, которого привезли с собой испанцы и… да, местный бог с маской Машимона. Когда в страстную пятницу верующие выходят почтить Иисуса, появляется две процессии — одни целиком и полностью свою веру основывают на католицизме, другие на соединении католицизма с верованиями майя. Разок встретились и надавали друг другу тумаков. После чего церемонии разводят по разным улицам города.
Другой алтарь посмотрели, украдкой проникнув за основной, нашли Машимона на деревянном алтаре, Настя обратила наше внимание на сцены из жизни майя.
На выходе из храма ещё одна интересная святыня. В память проповедника из Оклахомы Стенли Ротера. Поддерживал местных майя, выучил язык тцутхили, на местной радиостанции при его поддержке вели передачи по языку и математике. В стране шла гражданская война, священника раз предупредили — не стоит поддерживать местных в их вере, тот не внял, продолжил миссионерство в пользу майя, предупредили два, предупредили три, в июле 1981 года ночью вооруженные люди из эскадрона смерти ворвались в его спальню при храме и расстреляли. Он завещал похоронить тело в Оклахоме, а сердце здесь, в храме. Теперь его могила при входе справа. А римская католическая церковь признала его блаженным, пострадавшим за веру.
На краю площади слева от входа есть часовня, её перекрашивают каждый раз, когда семья, обслуживающая Машимона меняется, при нас она жёлтая.
Всё вокруг, так или иначе, замешано на традициях и культуре майя. Вся цифрология площади перед церковью связана с календарями майя, взять хотя бы входные ступени в храм, их ровно 19, по числу месяцев в гражданском календаре хааб. В Мезоамерике всё связано с культурой майя, а христианство, привнесённое из Европы, смешано с местной религией и представляет собой самостоятельное гибридное вероисповедание.
Спускаемся с центральной площади на нижнюю площадь. Следом за нами по лестнице из храма спускается местный житель, на нём длинные шорты в полоску с птицами по краю, это обязательная для мужчин Сантьяго одежда, вот в таких шортах старейшины заседают в местной мэрии.
На тук-тук и в ресторан. Он на выезде из города, обратил внимание на то, что в Гватемале рестораны обычно обильно обставлены деревянной мебелью: столы, стулья, прилавки на фоне каменных стен. Я взял цыплёнка, пожадничал и добавил гуакамоле. Зря, всё очень сытно, половина порции цыплёнка осталась в тарелке. За окном местные возвращаются с полей в кузовах пикапов. А мы спустились к берегу, где нас уже ждал капитан Фернандес. Полчаса по водной глади, и мы в гостинице на противоположном берегу озера.
В супермаркет Ла Торре за напитками, совсем близко, обратно на тук-туке за 10 кецалей. Бассейн с горячей водой и пузырьками в компании американских девушек, в другом бассейне вода не горячая, а теплая. Хотел сходить на ужин, Настя хвалит наш ресторан, но сил нет, и очень хочется догнать повествование. Так что фрукты с рынка и помидоры из супермаркета. Хокоте с большой косточкой, но ничего, вкус слегка кисловато-сладкий, мушмала вместо большой косточки имеет три небольших, съедобного в ней больше, а третий неизвестный мне фрукт, похожий на маракуйю надо выедать из середины. Уже двенадцатый час — ложусь!
День получился очень интересным, само озеро, обрамлённое тремя вулканами, очень красивое, города цветные и позитивные, и мы начали изучать Мезоамерику и культуру майя. Впереди ещё много открытий.