Мир художника Аполлинария Васнецова

tourister.ru 5 дней назад 9
Preview

Как я уже упоминала ранее, выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в. XXI век» меня так впечатлила, что захотелось побывать и в местах, где жили замечательные художники, поближе прикоснуться к их творчеству.

Сначала я погостила в Доме-музее Виктора Васнецова , а потом уже дошла и до квартиры Аполлинария Васнецова. Пока есть возможность, надо использовать. Спасибо большое Максиму , который всячески помогал мне.

Если Виктор Васнецов жил с семьей в своем собственном доме, то семья Апполинария Васнецова поселилась в только что отстроенном доходном доме в Фурманном переулке.

Переехали они в новую просторную квартиру 1903 году. В пяти комнатах были обустроены гостиная, рабочий кабинет художника, семейная столовая, спальня супруги и детская. Тридцать лет прожил Аполлинарий Михайлович в этой квартире. Музей Аполлинария Васнецова расположен в двух квартирах, одна напротив другой. Предлагается начать именно с той части, где и жил художник.

Гостиная.

Сразу из прихожей попадаем в гостиную, этакий салон, со старинной мебелью и немецким пианино середины 19 века. Пианино с бронзовыми подсвечниками, на стенах картины. На пианино играла жена художника — Татьяна Ивановна. В доме часто устраивались музыкальные вечера для друзей. В гостиной Васнецовых встречались самые разные люди — писатели, художники, ученые, общественные деятели.

Над диваном портрет Всеволода, написанный его дядей Виктором Васнецовым. Настоящий «летописец» большой семьи, Виктор Михайлович написал множество портретов родных — отца-священника, братьев, детей и племянников. Портрета Татьяны Ивановны нет на привычном месте, он на выставке в Новой Третьяковке. Двери из гостиной ведут в кабинет-спальню Аполлинария Михайловича.

Кабинет-спальня А. М. Васнецова.

Кабинет-спальня А. М. Васнецова в 1910–1917 годы. На столе личные вещи и письменные принадлежности, среди которых небольшой бюст Данте, привезенный художником из путешествий по Италии. На столе карта Москвы начала 20 века. Она напоминает о работе художника в Московском археологическом обществе и Комиссии по изучению старой Москвы. Оказывается, в 1909 году обсуждался вопрос, пройдет ли трамвай по Красной площади, и голос Аполлинария Михайловича был решающим, он считал, что новая транспортная артерия необходима жителям Замоскворечья.

Над столом пейзаж «Московский дворик зимой», написанный из окна домашней мастерской. Над турецким диваном и напротив входа — этюды, созданные в усадьбе Демьяново под Клином в 1920-е годы. Художник любил с семьей проводить летние месяцы в живописной усадьбе с 1903 по 1917 годы.

Кабинет обставлен мебелью в «неорусском» стиле, которая выполнена по проектам художника в Абрамцевской столярной мастерской. В Абрамцево была удивительная творческая атмосфера, где Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Елена Поленова энергично осваивали разные виды искусства. Аполлинарий пробовал себя в создании эскизов для керамической и столярной мастерской.

Мастерская — бывшая столовая.

В этой комнате Аполлинарий Васнецов работал последние 15 лет своей жизни. После революции семья испытывала трудности, были проблемы с отоплением, все жили в маленькой комнате с печкой -буржуйкой, да и про поездки в любимое Демьяново пришлось забыть.

Начались проблемы и с работой. Молодые авангардисты создавали новое революционное искусство, а реализм стал считаться пережитком монархического прошлого. Аполлинарий Михайлович был уволен, а все его имущество из мастерской, включая картины, было привезено к дому и свалено в кучу возле подъезда. При этом не побрезговали даже тем, что художник в это время был тяжело болен.

В 1924 году семью Васнецовых еще и уплотнили, поэтому бывшая столовая стала мастерской, как самая светлая комната. В комнате стоит мольберт с картиной «Дача, где я жил», как напоминание о доме, который в течение десяти лет семья снимала в имении Демьяново.

Центральное место на стене занимает большое полотно в тяжелой золоченой раме «Ифигения в Тавриде».

Аполлинарий, как и старший брат Виктор, были любителями русской старины, которую покупали как в антикварных магазинах, так и на Сухаревском рынке.

Кабинет Всеволода и Екатерины Васнецовых.

Две комнаты, которые можно лишь посмотреть со стороны, отличаются по стилю и относятся к другому историческому периоду — второй половине XX века. Это комнаты сына и снохи Аполинария Михайловича. Именно они, Всеволод Аполлинарьевич и Екатерина Константиновна, являются создателями музея. Всеволод был полярником, участвовал в экспедициях по морям Северного Ледовитого океана, был на Новой Земле. Во время одного из плаваний он познакомился со своей будущей супругой — морским геологом Екатериной Константиновной. У Всеволода Аполлинарьевича была богатая, интересная и не простая жизнь.

После столетнего юбилея Аполлинария Михайловича, в 1956 году было принято решение создать мемориальный музей, похоже кому-то стало стыдно, что с таким замечательным художником, воспевающим Русь, поступили не красиво. Коммунальную квартиру расселили, и Васнецовы переехали в две маленькие комнаты, в остальных же трех начали восстанавливать интерьеры начала XX века.

Самым любимым увлечением Всеволода была охота, трофеи на стене справа от входа: шкура белого медведя, убитого на Новой Земле, и рога оленя и косули из подмосковных лесов. На диванчике примостилась оригинальная кукла ручной работы, которую Екатерина Константиновна привезла из Парижа, этой куколке уже более ста лет.

Постепенно музей разрастался, Всеволод Аполлинарьевич передал большое количество личных вещей и картин Аполлинария Михайловича, к тому же еще и многие художники дарили свои работы.

Первыми экскурсоводами были Всеволод Аполлинарьевич и Екатерина Константиновна , затем появились музейные работники, штат увеличивался, и было принято решение о расширении музея. Для этих целей освободили коммунальную квартиру напротив, где и открыли три новых зала.

Зал «Родина»

Зал «Родина» посвящен детству братьев Васнецовых. Васнецовы происходили из старинного рода священнослужителей, известного с середины 17 века. Семейные реликвии представлены на стендах. Слева от входа — Большой буфет, который больше напоминает сказочный терем. Выполненный по эскизам Аполлинария Васнецова буфет входит в столовый гарнитур из восемнадцати предметов, созданный в мастерских Кустарного музея в 1910–1911 годах, в собрании музея находится 15 предметов мебели из этого гарнитура. Васнецов создавал мебель основательную, практичную, и одновременно сказочную. Около двери в следующий зал — необычный экспонат. Это часть расписного стеллажа из мастерской на Мясницкой. После работы всегда оставались на палитре краски, настоящий художник не мог выбросить такое добро, остатками красок расписывал рабочий стеллаж, столы, табуреты.

Зал «Пейзаж»

Зал представлен двумя основными направлениями творчества Васнецова, это пейзаж и историческая картина.

После переезда в Москву в 1870 году, Аполлинарий Михайлович оказывается в Абрамцевском кружке, в кругу единомышленников. В 1883 году он впервые выставляет свои работы, картину «Серенький денек» покупает Третьяков. После этого вдохновленный молодой художник начинает активно путешествовать. На стенах представлены работы, созданные во время поездки художника в Европу в 1898 году: «Париж. Бульвар Монсурри и железнодорожный вокзал», «Собор Парижской богоматери», а также помпейские этюды.

На одном из стендов личные вещи художника, образцы минералов с Урала. А также все то, что он обычно брал на длительные прогулки. Любил художник рисовать Крым, который по словам самого Аполлинария Михайловича, научил его рисовать светлые картины.

С начала XX века Аполлинария Михайловича все больше занимает тема Москвы. Именно ей посвящены работы собранные во второй части зала. Художник выбирает сюжетами своих картин и этюдов старинные усадьбы и здания: Лефортово, усадьба Найденовых, Коломенское.

Зал «Старая Москва»

В 1920 -е годы Васнецов практически полностью посвятил свое творчество теме Москвы. Художник сотрудничал с Московским музеем, рисовал для него. В небольших этюдах запечатлены уголки уходящей Москвы.

В работе над историческими реконструкциями Васнецов применял не только талант художника, но и опыт ученого и археолога. Аполлинария Михайловича часто приглашали на археологические раскопки, которые проходили при строительстве метро. Увиденное было интересно художнику, он делал записи, зарисовки, проводил измерения.

Все увиденное, дополнив художественной фантазией, Аполлинарий Михайлович изображал в картинах о старой Москве. Основная часть работ на выставке в Новой Третьяковке, но здесь тоже есть что посмотреть.

Я была очень рада увидеть в подлиннике картину «Облака и золотые купола. Симонов монастырь». Об этой картине я узнала в прошлом году, когда побывала в Симоновом монастыре, и вот встреча через год. Со второй половины 1920-х годов Москва стремительно теряла свой прежний облик. Васнецов успел запечатлеть один из храмов, который не дожил до сегодняшних дней. О Симоновом монастыре, когда-то грозном форпосте Москвы я написала здесь .

На этой приятной ноте я и заканчиваю рассказ о музее-квартире Аполлинария Васнецова.

Я очень рада, что выставка сподвигла меня поближе познакомиться с творчеством семьи Васнецовых.

Полезная иформация:

Адрес музея. Фурманный переулок, 6. Кв 21 — 22.

Ближайшие ст.метро Красные ворота и Чистые пруды

Время и часы работы: со среды по воскресенье, c 10.00 до 17.00

Цена билета -350 руб, льготные 0, 180, 210 рублей.

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'