Оценка местности
Почему выбрала Мурманск? Ну, а почему бы и нет?
Чем меня удивил город, так это жарой в +27 (а я положила с собой перчатки и тёплые носочки)! И тем, что он весь в лестницах. А какой чудесный запах! Пахнет тундрой и чем-то ещё очень приятным. Ещё я решила, что пройти пешком с чемоданом на колёсиках пару километров — это не проблема. Так я узнала, что Мурманск многоярусный, а подниматься с чемоданом по лестницам — всё-таки проблема.
На следующий день пошла гулять в сторону Алёши, что стоит на сопке на Зелёном мысе. Прошла мимо Мемориального комплекса в память о погибших в мирное время моряках. Рядом с маяком установлена рубка атомной подводной лодки «Курск», ставшая памятником морякам-подводникам, погибшим в мирное время. Поднялась через Мемориальный комплекс стойкости и мужеству мурманчан в годы Великой Отечественной войны и обходя загорающих людей продолжила свой путь к Алёше.
Алёша — это народное имя памятника, что является частью Мемориала «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». Высота монумента, открытого в 1974 году, 42 метра. Статуя Алёши — одна из высочайших в нашей стране. А самому Мурманску 6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя.
Природа потрясающая! Карликовые берёзы, мшатники и горы. И открывается чудесный вид на город. Он вроде бы и такой однородно-серый, и в то же время такой уютный. И эта набережная-порт навевает на меня что-то родное и давно утерянное.
Вернулась домой, а после поехала на противоположный берег реки Тулома в Абрам-Мыс. Оттуда тоже открывается хороший вид на город. И с погодой очень повезло. На обратном пути стала искать автомобиль в аренду, в планах поехать в Териберку.
Териберка
Первый раз в жизни взяла машину напрокат. Было волнительно ровно до того момента, как завела и поехала. Выехала в обед, потому что «а куда я опаздываю?» Одной ездить здорово! А, когда увидела поле с ветряками, то просто вылетела из машины, прыгала и кричала от восторга! Правда комары и оводы быстро загнали меня назад. Про эти ветряки мне потом рассказывали местные, что они были установлены по заказу от Финляндии, поскольку на их территории ветряки мешали оленям. А потом 2022, и не знаю, чьи эти ветряки сейчас. Главное, их оленям хорошо теперь (надеюсь).
Чем ближе к морю, тем больше менялись пейзажи. Растительности всё меньше, всё больше ягеля и болот. По пути остановилась ещё у каменного города, где много-много башенок из камней. Заехала на Териберский фьорд. Первый (надеюсь, не единственный) фьорд в моей копилочке.
Так как приехала ближе к вечеру, море уже нанесло облаков и было пасмурно, что придавало атмосферы. Первой точкой было кладбище кораблей, киношное, конечно, место.
После поела с видом на Баренцево море. Погуляла по пляжу с драконьими яйцами, дошла до Батарейского водопада, откуда открывался вид на бухту. Помочила ноги в море. Покачалась на качели на берегу. Посмотрела на скелет кита из «Лефиафана». Прошла мимо всяких заброшек. Заглянула в заброшенную школу. Накормила комаров. Поехала до Конца всех дорог — место, где дорога просто обрывается, а дальше всё, скала.
Машину пришлось оставить, шла пешком. Иду такая вдоль моря среди гор, фотаю по пути всякое, а конца этой дороги всё нет и нет, вокруг ни души, только стадо комаров со мной. И время около 22 часов уже. И, когда почти дошла, подъехали квадроциклисты. Назвали меня отчаянной, потому что вокруг медведи (моё лицо в этот момент.). Забрали меня с собой, завезли в ещё одну локацию и прокатили с ветерком до машины. Мчали среди гор, рядом море, волны и полярный день!
Напоследок выпила чаю с пирожком рядом с байкерами, у них там какой-то слёт намечался. Термос под чай мне, кстати, дал хозяин машины, душевный человек! И, вот, в 23 часа, сытая и довольная, попрощалась с морем и поехала в сторону дома. Гравийку проехала с ветерком. Как только заехала на асфальт, на дорогу опустился туман, ехала по приборам. И не увидела больше ветряки (а я рассчитывала!). В Мурманск вернулась в половину второго ночи, освещаемая лучами полярного солнца.
Праздные шатания
На третий день прокатилась по городу. Очень приятно было увидеть на морском красном судне надпись «Енисей».
Сдала машину, позагорала там же, пообедала с хозяином машины и компанией, душевные люди! Сказали, что у них не так и холодно зимой, не ниже -25. Морозов за -30 они не знают (в отличие от нас). Меня свозили на местный карьер, где начался дождь.
А потом довезли до дома, где я немного поснимала окрестности.
На четвёртый день опять много гуляла. Дошла до местечка Бараний лоб, спустилась к озеру Семёновское, вокруг которого размещён культурно-парковый комплекс им. О. П. Найдёнова. Рядом с озером на лавочке сидит кот Семён. По легенде кот Семён потерялся в Москве и вернулся в родной Мурманск, пройдя 2000 км.
После я доехала в сторону Кольского залива (река Тулома) и забрела в какие-то дебри в районе Кольского моста. Прогулялась по заброшкам и домой.
Легенда
На пятый день запланировала экскурсию на первый в мире атомный ледоход «Ленин». Для его сборки работало более 500 предприятий страны. И, вот, 3 декабря 1959 года флаг Советского Союза украсил ледокол, с тех пор в этот день отмечают День атомного ледокольного флота (в этом году уже 65 лет!). Главное его преимущество перед дизельными судами — это автономность; ледокол был рассчитан на то, чтобы проводить до восьми месяцев в море (по факту, бывало и дольше), ведь за сутки работы ледокол тратил всего 45 граммов ядерного топлива.
Пришлось немного подождать начала следующей экскурсии, желающих было очень много. И, вот, я на борту и как будто прикоснулась к истории! Прошли в кают-компанию, в каюту капитана, поднялись на мостик. Сколько же там приборов! Сколько же знаний нужно иметь, чтобы управлять таким гигантом. А сколько умов было задействовано, чтобы его создать!
Спустились в машинное отделение. Нам даже включили генератор, чтобы мы прониклись, как громко он работает. На ледоколе также был небольшой медицинский центр с полноценной операционной, стоматкабинетом и передовыми оборудованием для диагностики. Здесь оказывали помощь не только членам экипажа, но и морякам других судов, а также доставляли штатным вертолётом жителей северных поселений. Кстати, принцип действия ледокола не в том, что он режет лёд, а в том, что он на лёд наваливается сверху и ломает его. Для особо прочного льда предусмотрены системы балластных цистерн. Когда из цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого, судно начинало раскачиваться. Тем самым борта ломали и раздвигали лед. В носу и в корме установлена такая же система.
Заключительное
На шестой день лил дождь, а я пошла гулять на гору Горелая. Промокла насквозь! Замёрзла. Намочила объективы. И город не видно. Даже немного расстроилась, но ненадолго.
На седьмой, заключительный, день сушила с утра ветровку тепловентилятором, гладила джинсы, водолазку и носки, потому что всё сырое. Я опять гуляла по Горелой, погода улучшилась, город стало видно получше.
Я стараюсь не ездить никуда без вышивки. Из Мурманска я «привезла» этот славный маяк. Сейчас он висит у меня на работе над столом. Иногда смотрю на него и диву даюсь, до чего хорош! И вспоминаю город с потрясающим запахом.