Наш Итальянский марафон начинался и заканчивался в Милане. Вначале познакомились только с Милано Чентрале (Milano Centrale), поймав удачу за хвост и благополучно уехав в Рим, несмотря на не на шутку разыгравшийся природный катаклизм в виде проливных дождей и последующего вселенского потопа. Прошло две недели и, проехав полстраны, получили возможность узнать город поближе. На шесть дней поселились в Hotel Canova в тихом переулке напротив центрального вокзала, только площадь перейти.
На привокзальной площади цвели магнолии. В Риме они уже отцветали, зато в Милане удалось застать в полном цвету. Магнолия крупноцветковая родом из Северной Америки, где она произрастает во Флориде, Каролине и южном Техасе. В Италию растение завезли из Америки в 1760 году.
Приехали утром, номер ещё не был готов, поэтому оставили вещи и пошли гулять по городу. Знаю у Милана неоднозначная репутация, многим он не нравится, а мне полюбился сразу и похоже надолго.
Первым делом отправились в Пинакотеку Брера. Давно мечтала там побывать и к тому же в тот день была какая-то акция с билетами по одному евро.
Насладившись шедеврами живописи обратились к более осязаемым формам — скульптуре и архитектуре. Сан-Феделе — иезуитская церковь 16 века построенная по заказу Карло Борромео, привлекшего Пеллегрино Тибальди в качестве главного архитектора, считается эталоном церковной архитектуры периода Контрреформации. На площади перед ней установлена бронзовая статуя (1883 г.) писателя Алессандро Манцони, который жил неподалеку и умер от травмы головы, которую получил упав при выходе из церкви после мессы 6 января 1873 г.
Позади Сан-Феделе на улице Виа дельи Оменони находится знаменитый Дом с атлантами — Casa degli Omenoni. Скульптор и гравер из Ареццо Леоне Леони приобрел поместье в 1549 году, а в 1565 году начал его реконструкцию.
Восемь колоссальных каменных теламонов, «оменони» на миланском наречии, изображающих побежденных варваров были созданы Антонио Абондио по эскизам самого Леони. Над головами варваров указаны племена, к которым они принадлежали: Свево, Квадо, Адиабене, Парто, Сармата и Маркоманно.
Ла Скала поразил скромностью фасада, единственным украшением которого похоже был барельеф с квадригой на тимпане. С знаменитым театром меня связывали не очень приятные воспоминания. Дважды пропадали билеты на представления и стоило немалых усилий получить обратно их стоимость. В этот раз посмотреть оперу или балет снова не удалось по причине летнего расписания.
В сквере у театра установлен памятник Леонардо да Винчи в окружении учеников.
Площадь Пьяцца делла Скала с площадью Пьяцца дель Дуомо соединяет старейшая действующая торговая галерея Италии — Галерея Виктора Эммануила II. Четырехэтажная двойная аркада была спроектирована и построена архитектором Джузеппе Менгони в период с 1865 по 1877 год.
На полу под центральным восьмиугольником расположены четыре мозаики, изображающие гербы трех столиц Королевства Италия: Турин, Флоренция и Рим, а также города Милана.
Вход в галерею со стороны Дуомо похож на монументальную триумфальную арку. Многочисленные бутики с товарами самых известных брендов оставили без внимания, смешивать культурное путешествие с походом по магазинам не самая лучшая идея.
В Милан стоит приехать хотя бы только для того, чтобы увидеть знаменитый Собор. Словно объятый языками пламени, покрытый шпилями белоснежный храм служит идеальной иллюстрацией к термину «пламенеющая готика».
Не спешите зайти внутрь, обойдите здание со всех сторон. Почувствуйте себя в галерее скульптуры охватывающей период с XIV века до неоклассицизма, в создании которой участвовали ломбардские, немецкие, чешские, французские, тосканские и венецианские мастера.
Вся поверхность стен облицованных мрамором из карьера Кандолья заполнена статуями, бюстами, барельефами.
Остановитесь у главного портала. Бронзовые двери работы Лодовико Польяги украшены историями из жизни Марии.
Слева «Скорби Богородицы» с Пиетой в центральной розе, напротив «Радости Богородицы» с Успением.
Если от всего этого великолепия не закружилась голова, пройдите в кассу, что находится через улицу справа от Собора и купите билет на крышу. Подняться можно по внутренней лестнице или на лифте. Мы выбрали лифт.
Наверху поначалу запутались в направлении обзора и ушли в свободное плавание по узким проходам, лесенкам и террасам.
Шли окружённые мраморным лесом из тонких узорчатых шпилей. Шпили — характерный элемент готической архитектуры и здесь создатели собора не поскупились. Крышу храма украшают 135 подобных элементов.
Количество шпилей не идёт ни в какое сравнение с количеством мраморных статуй, которых снаружи и внутри собора насчитывается около 3400. Реальные и мифические персонажи изображают мучеников, святых, воинов.
Девушку со змеёй определить не смогла, зато следующая с колесом определённо Святая Екатерина Александрийская.
Одна из статуй застыдившись своей наготы повернулась к зрителям спиной.
Сверху на нас взирали многочисленные гаргульи. Некоторые довольно симпатичные, как вот эта человек-рыба, другие с устрашающим оскалом чудовищ.
Каждый шпиль также увенчан статуей. На одном из них, шпиле Карелли, можно узнать Святого Георгия. Шпиль назван в честь миланского купца Марко Карелли, который был одним из крупнейших благотворителей собора.
Тем временем внизу суетился человеческий муравейник, к которому и нам вскоре предстояло присоединиться.
Разобравшись в направлениях добрались до самой верхней террасы с главной башней и позолоченной статуей Мадонны на ней. Башня была закрыта лесами, поэтому эффектного фото не получилось. К тому же выяснилось, что вниз лифт не идёт и спускаться придётся по лестницам.
Спустились прямо внутрь собора. В принципе осмотр интерьеров в планы не входил, очень уж там темно. Однако, раз так вышло, решили осмотреться и не пожалели.
Кроме статуй собор обладает грандиозным декоративным набором из пятидесяти пяти монументальных витражей. На протяжении веков мастера-стеклодувы из итальянской, фламандской и немецкой школ создавали яркие картины из стекла зачастую по эскизам известных художников, таких как Джузеппе Арчимбольдо, Пеллегрино Тибальди и других.
Самые старые и большие витражи находятся в апсиде. Два крайних окна состоящих каждое из 130 панелей рассказывают истории Нового и Ветхого Завета, а центральное посвящено Апокалипсису. Последнее часто называют солнцем Висконти из-за гигантского солнца посередине — геральдического символа миланских герцогов Висконти.
В 50-ти метрах от Дуомо находится средневековый центр Милана — Piazza Mercanti или Рыночная площадь. Площадь окружена зданиями, которые считаются наиболее сохранившимися образцами средневековой архитектуры Милана: Палаццо делла Раджоне, Лоджия дельи Осии, Палаццо деи Джуреконсулти, Палаццо делла Скуоле Палатин и Дом Нотариусов. В центре площади находится колодец 16 века с двумя колоннами 18 века. Когда-то здесь стоял камень, у которого публично наказывали должников.
Дата создания площади Пьяцца Мерканти (1228 г.) совпадает с годом закладки фундамента Палаццо делла Раджоне, построенного для подеста Милана Олдрадо да Трессено, конная статуя которого украшает кирпичный фасад.
Готическая Лоджия дельи Осии была построена между 1316 и 1321 годами по заказу Маттео I Висконти, лорда Милана, который желал, чтобы ряд портиков, смежных с Палаццо делла Раджоне, использовался городскими судьями и нотариусами. Обычным делом было слышать, как с балкона Лоджии судьи объявляют постановления и приговоры, представляющие общественный интерес.
В прилегающем Палаццо делле Скуоле Палатин находился самый престижный колледж Милана.
С другой стороны, примерно в 3-х кварталах к северо-востоку от Дуомо расположена еще одна интересная площадь Piazza del Liberty, названная в честь итальянской разновидности архитектурного стиля ар-нуво. Фасад одного из зданий площади как раз и отделан в этом стиле. Возможность подробнее познакомиться с пышными формами либерти нам представилась в последующие дни.
Окинули взглядом современный фонтан стекающий вдоль прозрачной панели и движемся дальше. На пятачке у высотного здания приютилась кирпично-оранжевая неороманская церковь Сан-Бабила она же Базилика Святого Вавилы Антиохийского. Внутрь почему-то не зашли, наверное было закрыто. Колонну Льва перед фасадом соорудили из трофеев, захваченных в битве миланцев с венецианцами, а значит она датируется эпохой правления Висконти, т. е. началом 15 века.
Для того чтобы в полной мере оценить разнообразие и изобилие художественных ценностей Италии необходимо посетить несчетное количество итальянских церквей. Зачастую в самом неприметном храме можно найти шедевры, которые могли бы украсить коллекцию самых известных музеев мира.
Санта-Мария-делла-Пассионе удивила необычным наружным дизайном. Боковая стена как будто собрана из огромных цилиндров.
Оригинальный план церкви в типичном для эпохи Возрождения в Ломбардии стиле был задуман Джованни Антонио Амадео и реализован Джованни Баттаджо в 1482–1486 годах. Восьмиугольной купол — называемый тибуриумом декорирован полуколоннами тосканского и ионического ордера чередующихся с нишами и окнами, украшенными терракотой.
Внутри находится настоящая художественная галерея с прекрасными работами таких мастеров эпохи Возрождения как Луини, Гауденцио Феррари, Прокаччини, Джованни-Баттиста делла Черва, Карло Франческо Нуволоне, Антонио Кампи. Зал Капитула расписан Амброджо Бергоньоне.
«Тайная вечеря», Гауденцио Феррари.
Фрески Джузеппе Гальберио конца 16 века в нежных оттенках серого и золотого покрывают цилиндрический свод. На колоннах в восьмиугольных рамах портреты святых и знаменитых деятелей Латеранского ордена работы Даниэле Креспи и его школы.
Завершили экскурсию в Замке Сфорца. Несмотря на то, что на протяжении веков в замке сменилось множество хозяев, монументальный комплекс не утратил своего средневекового очарования.
Башня Филарете обязанная своим названием архитектору Антонио Аверулино, также известному как Иль Филарете, со временем стала символом Милана. Оригинальное строение 15 века не сохранилось, сейчас мы видим реконструкцию 1905 года. Перестроенную башню посвятили королю Умберто I, убитому пятью годами ранее в Монце.
Лицевая сторона башни украшена конной статуей короля. Кроме того, в нише установили статую Святого Амвросия в стиле конца XIV века. Наконец, по обе стороны Святого добавили гербы членов семьи Сфорца: Франческо, Галеаццо Марии, Джана Галеаццо, Людовико иль Моро, Массимилиано и Франческо II.
В замке расположено несколько интересных музеев, посещение которых отложили до следующего раза.