Прогулка по «Мертвому городу» — Помпеи

tourister.ru 1 неделя назад 7
Preview

Город, умерший две тысячи лет назад, сегодня является одним из самых населенных в мире жителями туристами. Я бывала этим «жителем» лет 12–13 назад, и писала коротенький отчет — в самом начале моей «болезни писания на Туристере» я писала буквально по паре абзацев — что, где и когда (сейчас, читая такие отчеты, злюсь недоумеваю). Ну, а во второй раз захотелось просто по гулять по этому городу, а потом, погулять буквами на страницах Туристера.

Собственно, я сюда не собиралась ехать второй раз. Но, волею судьбы, оказалась в Неаполе, на Форуме европейских гидов. И в нашей программе было посешение Помпеев. Я хотела этот день пропустить, и сходить в другой место, но муж, которого я взяла с собой, пожелал вторично посетить это несчастное место, и я согласилась (удивительное дело, видимо, в душе, тоже была совсем не против).

И, гуляя по городу, как не вспомнить Бориса Пастернака?

«Был вечер, как удар,

И был грудною жабой

Лесов багровый шар,

Чадивший без послабы.

И день валился с ног,

И с ного валился тут же,

Где с людом и шинок,

Подобранный заблудшей

Трясиной, влекся. Где

Концы свели с концами,

Плавучесть звезд в воде

И вод в их панораме.

Где словно спирт, взасос

Пары болот под паром

Тянули крепость рос,

Разбавленных пожаром.

И был, как паралич,

Тот вечер. Был, как кризис

Поэм о смерти. Притч

Решивших сбыться, близясь.

Сюда! Лицом к лицу

Заката, не робея!

Сейчас придет к концу

Последний день Помпеи».

Немного истории города. Помпеи того же древнего происхождения, что и Рим: помпейская родовая община происходит от осков, древнеиталийского племени 8 века до н. э., которое основало город и дало название поселению. Благодаря выгодному стратегическому положению (что применительно почти к любому городу), на пути с севера на юг, между морем и богатыми внутренними долинами, Помпеи вскоре стали важным дорожным и портовым узлом, а заодно — добычей близлежащих мощных государств. Греческое государство, центром влияния которого являлся город Кумы, первым захватило Помпеи. Затем город подвергался этрусскому влиянию в период с 525 по 474 годы до н. э.

В конце 5 века был завоеван самнитами, которые из зоны Апеннин спустились к Тирренскому морю, захватывая все новые города. В 310 году до н. э. римляне нанесли поражение самнитам и Помпреи были присоединены к новому государству. В 89 году до н. э. Помпеи вместе с италийской лигой восстали против неравного союза с Римом, но были захвачены Суллой, и даже, если и спаслись от разрушений, но полностью потеряли свою независимость, становясь римской колонией, полуившей название «Колония Корнелия Венерия Помпеянорум».

Первая и последующая трагедии. Несмотря на бурные политические события, Помпеи из скромного сельскохозяйственного поселка, стал важным промышленным и торговым центром. Первое настоящее бедствие было вызвано ужасным землетрясением 62 года, превратившим город в груду развалин. Благодаря упорству граждан, оставшихся в живых, в Помпеи очень быстро восстановилась промышленная и торговая деятельность, а также жители восстановили полуразрушенные постройки. В то время, когда уже подходила к концу реставрация, неожиданно произошло второе непоправимое стихийное бедствие. Везувий, считавшийся в то время потухшим вулканом, на склонах которого росли виноградники и строились богатые виллы, 24 августа (24 ноября) 79 года, вскоре после 12 часов дня, пробудился и обрушился страшным извержением.

Плиний Младший из Мизена, который был свидетелем ужасного зрелища, дал потрясающее описание этому стихийному бедствию и трагической гибели своего дяди Плиния Старшего, который влекомый научной страстью, пытался приблизиться к Везувию на корабле, чтобы поближе рассмотреть это жуткое явление, и сам погиб, придя на помощь другу Помпониану. Над пламенем, поднимающимся все выше и выше, стремительно расстилалось огромное черное облако. Поток шлаковых и пористых кусков лавы опрокинулся на Помпеи.

Рушились стены и крыши, затем волна пепла, перемешанного с водой, стерла с лица земли все живое. Оставшиеся в живых, пытались найти спасение в Стабиях и Нуцерии, но погибли от ядовитого газа, который распространился повсюду. Этот ад длился три дня, а затем наступило затишье. Покров смерти толщиной 5–6 метров, расстилался от Геркуланума до Стабий. Сегодня это невозможно представить.

Пробуждение после девятнадцати веков. На протяжении веков Везувий остается действующим вулканом. Другие города более или менее восстановились на тех же местах, но Помпеи возродятся лишь после двух тысяч лет. Искатели богатств тайком уносили ценности, оставшиеся на поверхности. Постепенно о Помпеях совсем забыли, и от города не осталось и следа. Прошло 1600 лет прежде, чем будут обнаружены первые признаки существования на этом месте города, и еще 150 лет, когда будет открыт сам город. При Бурбонах начались раскопки Помпей, но с одной целью — разграбить оставшееся. Именно тогда были вывезены самые ценные предметы, на основе которых и сформировался Национальный Музей Неаполя.

В начале 19 века при поспешных раскопках увидел свет Форум (о нем в конце рассказа). Благодаря исключительному состоянию консервации, город частично восстановился при раскопках, которыми руководил Джузеппе Фиорелли в 1860 году. Он дал начало систематизированным раскопкам, и впервые ввел метод получения слепков, заливая гипс в пустоты, оставленные органическими веществами, растворившимися в плотных лапиллях. Благодаря этой системе, вновь приняли форму человеческие тела, животные, растения и предметы, превратившиеся в порошок. В последующие десятилетия, реставрационные работы достигли небывалого уровня. Начиная уже с 1909 года под руководством Виктора Спинаццола, здания восстанавливались от крыши до фундамента. Этот метод раскопок, все более совершенствующийся, продолжается и в наше время в восточной части города (около 25%), помогая Помпеям возрождаться и пробуждаться от 19 веков сна.

О городе. Помпеи выросли недалеко от моря, в устье реки Сарно на прочном основании застывшей лавы доисторических времен, возвышающейся на 40 метров над у.м. Территория первоначального земледельческого поселения, соответствовала современной зоне вокруг Форума. Вскоре началось обновление и расширение под греческой властью, и при коротком правлении этрусков, которые начали постройку нового Треугольного Форума, и продолжали упорядоченное строительство дорожной трассы.

Городские мощные стены на протяжении трех километров окружали город площадью в 66 гектаров. Город был центром, который должен был превзойти Кумы, но присоединение к римской политической сфере, замедлило его рост. В последующие 350 лет городская структура оставалась неизменной и приспосабливалась к уже существующему самнитскому городу.

Правили Помпеями два регента (дуумвиры), избираемые на пять лет. Их ближайшими помощниками были эдилы, в обязанность которых входило: организация народных зрелищ, городское благоустройство, надзор за общественными зданиями, регулирование продовольственного снабжения города, а также верховный совет — совет декурионов, состоящий из ста жителей, избираемых за особые заслуги. Вся интересующая информация, касающаяся общественной жизни города, т. е. предвыборные воззвания, экономические объявления, объявления о зрелищных мероприятиях, рекламировалась специальными вывесками и рисунками, выполненными экспертами — писцами на стенах зданий. Наиболее многочисленные графитные надписи на стенах, представляют собой бесконечную записную книжку, в которой велись записи торговцами, влюбленными, студентами, спортивными болельщиками, туристами тех времен, а также — всевозможными жуликами и сводниками.

В римскую империю был сделан упор на работы по устройству и обновлению города: строились высокие тротуары с каменными переходами, так как улицы были лишены стоков, дорожное движение начало регулироваться правилами, определяющими зоны предназначенные только для пешеходов, и зоны с контролируемым въездом, например, Амфитеатр. Увеличилась постройка общественных бань, расширялись общественные центры.

С самнитских времен Помпеи были разделены на 9 зон двумя продольными артериями (декуманус) и двумя поперечными (кардо). Каждая зона соответствовала примерно одному району со своими праздниками, выборами, характерными экономическими и коммерческими особенностями. У городских стен и вокруг Форума вырастали гостиницы и конюшни, центральные улицы изобиловали небольшими гостевыми домами — каупоне и тавернами.

У каждого здания была собственная цистерна, вода в которую поступала со ската крыши через комплювий:

В римскую эпоху был построен отвод от августовского акведука, вода из которого распределялась по трем направлениям, т. е. подавалась в термы, общественные фонтаны — колодцы, и в наиболее богатые дома. Гуляя, невозможно не увидеть эти трубы:

Канализационных труб в городе было мало, и почти все они обслуживали лишь общественные уборные. В домах были вырыты поглощающие колодцы. Помпеи насчитывали около 20 000 жителей, среди которых были многочисленные торговцы, вольноотпущенные рабы греческого и азиатского происхождения, и немногочисленные патриции, самнитского или римского происхождения. У этих знатных семей были свои колодцы.

Вот этот колодец принадлежал местной бизнес — леди, та большая территория на фото — все принадлежало ей. На парапете колодца выемка — люди, пьющие или набирающие воду, облакачивались на бортик и стерли его.

Святая святых римлян — баня — термы. Стабианские термы расположены в центре, недалеко от перекрестка улиц Стабиана и Делль, Аббонданза. Вход ведет в палестру, окруженную с трех сторон портиком, а с западной стороны есть бассейн, комната для омовений, и раздевалка. Внешний фасад был богато украшен лепниной, изображающей мифологические сцены. С восточной стороны двора находилась мужская секция, которая разделена на аподитарий (собственно, раздевалка, и картинки над шкафчиками (скорее — полочками) — это то, что сегодня обозначают цифрами — номер шкафчика) с прилегающим фригидарием (бассейн с холодной водой), из которого можно было попасть в тепидарий (ванны с теплой водой), а затем в кальдарий (горячие ванны). Горячие помещения отапливались системой полостей в полу и стенах, внутри которых циркулировал горячий воздух, вырабатываемый дымоходами и жаровнями. Убранство этих комнат особенно богато, примерами чего являются садовые картины, присутствовавшие во фригидарии, и лепнина с амурами и нимфами, украшающая потолок раздевалки. Как и мужская часть, женская часть была с аподитарием, тепидарием и кальдарием, и в нее также можно было попасть через отдельный вход с улицы Лупанария.

Слепок погибшего при извержении мальчика. Есть версия, что он работал при бане «обгрызателем ногтей» на ногах посетителей. Ужас!!!

А куда податься приличному поймейцу после бани? Правильно, в бордель. Слов, прямо скажем, так себе, назовем красиво, по-правильному, лупанарий. Публичный дом находится на углу перед гостиницей Ситтия. И что за козырек над входом? Это оберег — фаллос.

На первом этаже размещались комнаты «женщин с низкой социальной ответственностью», с кроватями разной ширины. И куда их профсоюзы смотрели — никакой охраны труда! На второй этаж можно было попасть по отдельной лестнице, ведущей на балкон, выступающий на переулок.

Комнаты украшены эротическими картинками на фресках и граффити. Свет в эти комнаты практически не поступал. А на внешней стене переписка с «девушками». Одна выглядит замечательно и говорит об очень высокой социальной ответственности: девушка предлагает скидку, если клиент проголосует за Цицелия на выборах в городской совет!

А как они ходили по своему городу без Гугль карт? По мощенным мостовым со следами от колесниц и сточными канавками?

Вот как, по указателем в виде… фаллосов.

Их тут много, на любой вкус и цвет, размер и форму. Вот такие, крылатые — на удачу (их позже в перчики — обереги переделали).

Фреска, изображающая Прияпа, бога Плодородия (фото с открытки). Ну ооочень плодородный.

Давайте о прекрасном — о театрах. Их два, Большой и Малый, все как положено. Большой театр был возведен на обширном участке в конце 3 века до н. э. В эпоху правления Августа он был расширен и приспособлен к новым запросам архитектором Арториусом по заказу семьи Олкониев. К этой эпохе относятся: крытый ход с верхними ступенями — галеркой, трибуны, т. е. ложи над боковыми входами, предназначенные для жриц и для устроителей спектаклей. Эти места присоединялись к средним местам для зажиточных граждан в 15 рядов ступеней, разделенных на 5 секторов, а также к партеру, расположенному в самом низу, места в котором предназначались для именитых граждан. В последние годы места в «орхестре», т. е. в полукруглом партере перед сценой, предназначались для знаменитых граждан города. Между сценой и орхестрой находилось длинное отверстие, в котором в начале спектакля собирался занавес. Два широких входа по бокам предназначались для больших представлений в театре. Римская сцена, построенная по греческому образцу, состояла из простого задника с двумя выступами, и представляла собой монументальный фасад, декорированный колоннами, карнизами, тимпанами, статуями и брызжущими фонтанами, в форме фантастических архитектур Четвертого стиля. Этот театр был защищен от солнца и дождя большим навесом, поддерживаемым опорами, закрепленными в кольцах, которые еще видны позади верхних ступеней. Театр построен из бутового камня, и только сцена из кирпичной кладки. Театр, действительно, Большой — он вмещал более 5000 зрителей.

Малый театр является одним из совершенных примеров крытого театра, т. е. греческого одеона, который в древности предназначался для музыкальных и комедиантских театральных представлений. Он был сооружен в 80 году до н. э. дуумвирами Квинктиусом Валгусом и Порциусом. Верхние и средние места состояли из 17 рядов ступеней из туфа. Высокий парапет, от которого осталась только левая часть, отделял 4 ряда ступеней нижних мест от верхней части. Внизу, по краям средних мест, были установлены статуи из туфа — кариатиды, поддерживающие парапет. Боковые стороны сидений декурионов были украшены крылатыми лапами львов. Большой каменный куб поддерживал снаружи покрытие пирамидальной формы.

Идеальный дом в Помпеях. Самое ценное открытие в городе — дома. Их около сотни, от 4 века до н. э. до 1 века, осмотреть все за один раз вообще не представляется возможным, а тем более — в рамках экскурсии. Но несколько домов мы осмотрели. Как выглядел идеальный помпейский дом? Основа конструкции дома была заложена самнитами. Ядро италийского дома состояло из центрального зала — атриума (атрия), окруженного кубикулами (спальнями), триклиниями (столовыми), кухнями, кладовыми, а также помещениями, предназначенными для культурной и общественной жизни семьи. Эти помещения были полностью или крытыми (атрий) или открытыми (перистиль — внутренний дворик, окруженный колонным портиком), между атрием и перистилем размещалось самое священное помещение — таблиний.

Атриум с отверстием в крыше являлся световым колодцем для всех окружающих его комнат, лишенных, как правило, окон. Эта система была столь удобной, что римляне не меняли ее на протяжении сотен лет. Они только все пышнее декорировали дом, и дополняли новые бытовые помещения. Чаще всего атрий обогащался четырьмя колоннами (тетрастиль или коринфский атрий), внутренние садики украшались фонтанами, мраморными скульптурами, нимфами и цветниками. Постепенно добавились помещения для отдыха (беседки и экседры), гинекей — женская половина, помещения для прислуги, а также частные бани. Широко распространились вторые этажи, для размещения дополнительных комнат и бытовых помещений.

Техника и искусство. В основном при строительстве зданий использовались классические архитектурные стили, распознаваемые в капителях: дорических (кольцеобразной формы, без декора), ионических (углы декорированы большими волютами), коринфский (декорированы большими листьями аканта), смешанный (слияние коринфского и ионических стилей).

Типы сооружений также четко различаются в разные эпохи, определяя даты начала, расширения или перестройки здания. Первая 4–3 века до н. э., и вторая 200 — 80 гг. до н. э.- это самнитская и переходная эпоха, это неровная квадратная постройка, переходящая к кладке из блоков и туфа. В первый римский период 80 гг. до н. э. — 14 год — строительство велось из камней неправильной формы и квадратных блоков, расположенных в виде сетки по диагонали. В последний римский период 14 — 79 гг. вводится кирпичная кладка.

Стили живописи и декорации. Это самые интересные главы в художественном выражении Помпей. Они подразделены на 4 стиля. Первый стиль, инкрустированный или структуральный (150–80 гг. до н. э.), так называется потому, что был характеризован рустом и панелями, имитирующим облицовку цветными мраморными плитами. Во втором, т.н. архитектурном стиле (80 год до н. э. 14 год) аллегорические композиции сменяются реальными архитектурными и перспективными росписями, создавая средствами живописи иллюзию объема и уходящего вдаль пространства. Третий стиль, называемый еще египтизированным или орнаментальным (начало ок. 14 г.) так как в нем преобладал декоративный вкус, выполнялся с большой тщательностью, необыкновенным изяществом работ и утонченной подборкой красок. В четвертом стиле декоративной живописи, т.н. фантастическом (начало ок. 62 года) перспективные построения и архитектура становятся фантастическими и перегружаются орнаментальными элементами (пример — в доме Менандра, который я покажу ниже).

Украшения на стенах и полу говорят многое о вкусе и образе жизни владельца, но они также рассказывают об искусстве художников и мозаичников, которые работали в Помпеях в годы, непосредственно предшествовашие извержению в 79 году. Мозаика, изображающая нилотскую сцену, отсылает к сказочному миру пигмеев, теме, которая была особенно распространена в помпейском образном ренпертуаре. Здесь пигмеи кажутся деформированными, гротескными, коротконогими, с выступающими ягодицами и увеличенными головами, и разного возраста. Их можно увидеть плывущими на небольших речных лодках по Нилу, среди животных и растений, расположенных недалеко от берегов реки. Выбранная тема — выраженная с чувством иронии в данном случае — отсылает к циклу изображений, напрямую вдохновленных египетским миром, который был очень популярным в Помпеях, особенно после римского завоевания Египта в 30 году до н. э.

Купеческое сословие широко распространялось в Помпеях, старые дома переоборудовались под лавки и цеха, разбогатевшие жители приспосабливали строгие самнитские дома под богатые особняки, часто соединяя в одно целое два или три старых дома. В последние годы при императоре Августе, началось строительство и за городскими стенами.

С момента своего первоначального строительства около 200 года до н. э., дом принадлежал высокопоставленной семье. С конца 1 века до н. э. он, вероятно, принадлежал Поппеям, которые были родственниками Поппеи, второй жены Нерона. Атриум ведет к перистилю, на который выходили изысканные обеденные залы; одна из особенностей, в его центре, вермикулатум, в виде элегантной мозаики, созданной из мелких тессеров, изображающих пигмеев на Ниле. С западнорй стороны располагался небольшой частный банный комплекс с атриумом с колоннадой. Здесь, в подземном коридоре, был найден богатый серебряный сервиз, состоящий из 118 предметов, который был завернут в ткань. Сегодня он хранится в Национальном Археологическом музее Неаполя. В конце портика находится алтарь для домашнего поклонения, на котором находились портретные слепки предков. Узкий коридор ведет в подсобную зону, где хранится реконструкция повозки.

Термополии — слово происходит от греческого thermos — горячий, и Poleo — продавать — были местами, где продавали и подавали напитки и горячие блюда, хранившиеся в больших кувшинах (dolia), утопленных в каменную стойку. Они были распространены в римском мире, где было принято есть (prandium) вне дома. В Помпеях около 80 термрполиев. Некоторые из них имеют украшенные стойки, или великолепные фрески на стенах. В общем — рестораны.

И, почти закончили нашу прогулку на Форуме — главной площади города. Это был центр религиозной, политической, судебной и торговой жизни: на Форумом возвышаются места поклонения, такие как храм Аполлона и храм Юпитера, общественные здания для отправления правосудия, такие как базилика, и для управления коммерческой деятельностью, такие как мацеллум, крытый рынок. Вход на Форум был доступен только пешеходам.

Первоначально поверхность площади состояла из утрамбованной земли, между 4 веком до н. э. и началом эпохи империи, в районе, который сейчас занимает восточный портик, находился ряд табернаев, что указывает на преимущественно торговую функцию Форума в этот период. Во 2 веке до н. э. форма площади была более четко определена, окружена портиками, и вымощена бетоном и плитками из туфа, затем в начале эпохи империи она была заново вымощена травертиновыми плитками. Вся территория была исследована и лишена своих украшений сразу после извержения. Размер Форума впечатляет, он был 157 на 38 метров, площадь, окруженная общественными зданиями и второстепенными площадями, была способна вместить все население города. Все окружающие здания — Базилика, Муниципальные заведения, Коммерческие здания были украшены мраморным фасадом и статуями и имели собственный портик, выходящий на Форум.

Базилика размерами 24 на 55 метров — наиболее важное и древнее общественное сооружение, построенное в 120–78 гг. до н. э., до сих пор является величайшим примером доримской архитектуры в Помеях. Вначале она выполняла функции крытого рынка, а в 1 веке стала местонахождением управления юстиции, где решались гражданские и коммерческие дела. С этой целью был построен трибунал (возвышение), двухэтажная конструкция в эллинистическом стиле с деревянными лестницами по бокам, служившими для входа на верхний этаж. Перед трибуналом, скорее всего, возвышалась конная статуя императора Августа. Боковые стены двойного ордена были украшены мраморными квадратами первого стиля, на которых сохранились надписи, сделанные 2000 лет назад. Одна из них гласит: «О стена, удивляюсь, как ты до сих пор не рухнула под тяжестью такого количества надписей». В Базилику можно было попасть через центральный вход со стороны Форума, который был украшен двойным портиком с пятью входами.

Здания Муниципалитета расположены прямо за Базиликой на южной стороне Форума. Они представляют собой три больших зала, похожих друг на друга, с нишами и абсидами, облицованными мрамором и украшенными статуями. В центре — Курия, предназначенная для Муниципального Совета — Ordo Decurionum. Слева -зал, возглавляемый двумя эдилами, которые обеспечивали содержание города. Справа — зал, предназначенный для дуумвиров, которые правили городом.

Комиции возвышаются перед Базиликой, в них проводились выборы. В этих больших залах избиратели, разделенные на курии, голосовали по кандидатским спискам — proscripta перед Дуумвиром, выдвигаемым выборным собранием.

Здание Евмахии находится в начале улицы Изобилия, оно было построено жрицей Евмахией для корпорации ткачей, красильщиков и прачек — эти ремесла являлись основными в Помпеях. Этот такой же обширный комплекс, как и Базилика, состоявший из грандиозного двора с двухэтажным портиком. За портиком находились склады для хранения и выставки выпущенных тканей. Торговля велась под портиками и на открытой площадке. В глубине портика можно было увидеть три большие абсиды, в самой большой находилась статуя Ливии, жены императора, почитаемая за Конкордию Августа, по бокам находились статуи Тиберия и его брата Друза, за большой абсидой суконщики воздвигли статую Евмахии — их иогущественной и щедрой благодетельницы. От богатого фасада, выходящего на Форум, остался лишь один портал и по бокам портика две возвышенности, служившие, видимо, для продажи товаров с аукциона.

Сульптура не «сохранившаяся со времен Помпей», как спросила одна туристка, а современная. Это «Центавр» польского скульптора Игоря Миторая, жившего в Италии, потом во Франции, созданная из бронзы в 1994 году. Его маму из Польши депортировали в Германию во время ВМВ, на принудительные работы. Отец, француз, воевал в Иностранном Легионе, и тоже оказался в Германии, попав в плен. Мама вместе с ребенком уехала после войны на родину, но Игорь после школы поступил учиться во Франции, и в Польшу больше не вернулся. Умер в Париже в 2014 году.

Вот так, нашей веселой компанией гидов из разных стран (40 гидов, сплошь женщины, это что-то!), мы погуляли по Помпеям. Кто-то, как мы — не первый раз, кто-то, первый, но наверняка не последний, так как посмотрели небольшую часть этого огромного города. Думаю, что понравилось всем.

Интересно, мы заметили, что в отличии от первого приезда, большие участки зелени — поляны, или вообще не пострижены, или выстрижены какими-то интересными линиями и осями. Оказывается, эти линии — оси образуют рисунки, соответствующие раскопкам прошлого, или предполагаемыми будущими раскопками. А части, которые остались «не ухоженными» (это делают не каждый год), предназначены для спонтанного цветения с производством семян, и не только помогает питаться мелким животным и птицам, но и опылению с все меньшим использованием химикатов. В Помпеях встречаются виды, упомянутые Плинием и другими учеными античного мира, такие как мак или розолаччи, дикая мальва, акант, листья которого вдохновили архитектора Иктиноса на создание коринфской капители, дикая капуста, орхидеи и гранаты.

Дикий зверей и, даже, зверьков, мы не встретили, а вот такого полосатого и пушистого «Хозяина Помпей», и смешного туриста, встретили. И они даже позволили себя погладить и почесать.

В конце, правда, случилась «ложка дегтя», которую все обратили в веселое происшествие. Поесть компании в 40 с лишним человек, чтобы это было вкусно, быстро, и не очень дорого, довольно сложно. Нас согласился принять ресторан «Виктория», при одноименном отеле, у самого входа в город. Было предложено два варианта блюд: суп или салат, мясо или морепродукты. Десерт в виде тортика или фруктового салата, воду и вино. Не дорого, всего по 25 евро с человека. Когда разнесли микроскопические порции супа и зеленых листьев салата, мы решили, что ладно, обед недорогой, поедим горячее основное блюдо. Начали разносить и раскладывать. Те, кто выбрал свинину с картошкой — отгадали. У меня были морепродукты, я их и получила — две (две!) креветки и несколько колечек кольмара, совершенно малосъедобного и пресного. Мы все изумились, но в ожидании тортика, я решила, что им и дообедаю. Какого же было наше изумление, когда на десерт все получили мороженое! И тут самые отчаянные заявили, что мы голодные (а голодные мы злые нервные) и требуем еще еду! Наша организатор мгновенно решила вопрос — недовольные хозяева вынесли еду, и все, кто ел морепродукты (выискивая их на тарелке с лупой), получили вполне приличные мясо с картошкой. А, забыла сказать — с самого начала еду нам просто швыряли со злобным выражением лица. А нам было весело! Я, наверное, первый раз со времен появления социальных сетей, не сфотографировала еду, так изумилась ее количеству. А, как известно, пища, не сфотографированная, съеденной не считается! Не ходите в этот ресторан!

Но, рестораторы не смогли испортить нам настроения, и на этой веселой ноте мы отправились в Неаполь, на экскурсию.

Всем спасибо за внимание, хороших поездок!

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'