Гуляя по СпаккаНаполи и проходя мимо площади Сан-Доменико-Маджоре, мы отметили, что там стОит подзадержаться, поскольку на ней или в непосредственной близости расположены два интереснейших (прежде всего, с художественной точки зрения) объекта: одноименная базилика и капелла музей Сан-Северо.
Базилика Сан-Доменико-Маджоре тесно связана не только со св. Домиником, но и с несколькими другими громкими именами. Наряду с королями арагонской династии (которые в этом храме захоронены), назовем также св. Фому Аквинского (его монастырскую келью и часовню можно посетить) и таких художников как Рафаэль, Караваджо и Пьетро Кавалини (чьи работы в этой церкви находятся или были созданы для нее). Но обо всем по порядку.
То, что видно с площади, является задней частью храма, где расположена алтарная абсида. К ней слева примыкает монументальная лестница.
А главный фасад, и соответственно, главный вход в Сан-Доменико-Маджоре находятся со стороны одноимённого переулка.
Церковь Сан-Доменико-Маджоре построена в 1283–1324 годах, основные работы осуществлены при короле Карле II Хромом. Впоследствии ее многократно перестраивали, поэтому чистоту стиля искать здесь бесполезно. Тем не менее, обычно пишут, что этот храм — «типичный образец готико-анжуйской архитектуры». Изначально церковь действительно была возведена в соответствии с классическими канонами готики, с тремя нефами, боковыми часовнями, большим трансептом и многоугольной абсидой.
Наибольшие изменения произошли в 17-18-м веках, когда храм был перестроен в соответствии с господствовавшей в то время барочной стилистикой.
Здание сильно пострадало во время бомбардировки «союзников» в 1943 г., что привело к необходимости новой реставрации в 1953, а затем и в 1991 годах. Тогда же в одной из часовен обнаружили фрески Пьетро Каваллини (о них — ниже).
В 1921 году церковь возвели в ранг малой базилики. Сегодня в ней двадцать семь часовен, и все они принадлежат знатнейшим семействам Неаполя. Некоторые из них имеют особую художественную ценность.
Среди наиболее примечательных часовен базилики — так называемая капелла Бранкаччо (кардинала в 1294–1312), с фресками легендарного Пьетро Каваллини, выполненными по заказу кардинала в 1308—1309 гг. Фактически это единственная часовня в церкви, в которой сохранился цикл фресок, относящихся к анжуйскому периоду, то есть к периоду строительства религиозного комплекса.
Творческое наследие Пьетро Каваллини нельзя назвать многочисленным, но оно занимает важное место в истории итальянского искусства. Считается, что это он, наряду с Джотто, в значительной степени определил магистральное направление в дальнейшем развитии итальянского искусства при переходе от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. И значительная часть работ Каваллини находится в Неаполе, в этом храме, а также в музейном комплексе Доннареджина.
В часовне Бранкаччи изображены одиннадцать сцен — на трех уровнях каждой из трех стен часовни.
Передняя стена капеллы в основном посвящена историям жизни св. Андрея.
На правой стене истории из жизни Марии Магдалины размещены на двух панелях. Самая нижняя фреска на правой стене «Ужин в доме Леви» была разрушена надгробным памятником семьи Бранкаччо.
Выделим еще несколько часовен в этой базилике, связанных с громкими именами. Например, большую боковую капеллу Распятия, соединенную с правым нефом. Она — одна из самых больших в базилике, и внутри нее есть еще две часовни. В этой капелле находились некоторые важные произведения, которые по тем или иным причинам позже были перемещены оттуда. Так, «Мадонна с рыбами» Рафаэля теперь экспонируется в музее Прадо в Мадриде. А панель с Распятием 13-го века (здесь замененная фоторепродукцией) теперь можно увидеть в келье св. Фомы Аквинского (об этом — ниже).
А мы теперь направимся в ризницу Сан-Доменико-Маджоре, которая расположилась справа от главного алтаря базилики. Вход туда платный, но оно того стоит. Это большое прямоугольное помещение, оформленное в барочных традициях в 18-м веке.
Но самое интересное в этой ризнице — то, что в ней покоятся останки 45 членов арагонской королевской династии и приближенной к ним знати. И что еще удивительнее — гробы с забальзамированными останками помещены не в подполе, как это обычно делается в церквях, а все они расположены на балконе по периметру ризницы.
Эта серия мумий уникальна для Италии не только своей древностью и превосходной сохранностью тел, но и тем, что они являются значимыми историческими фигурами. В настоящее время в Европе известна только одна серия мумий этого типа — в Вене, в склепе капуцинской церкви, где покоятся многочисленные тела императоров и принцев Габсбургов.
Из ризницы есть выход в сокровищницу церкви, где хранятся и экспонируются украшения из золота и серебра, дорогие облачения неаполитанской знати и доминиканских епископов и т. п., которые ныне используются в торжественных случаях и праздничных культовых процессиях. Мы там побывали, но снимки куда-то затерялись.
Базилика Сан-Доминико-Маджоре является частью бывшего (и более старого, чем церковь) доминиканского монастырского комплекса. На его территории в 13-16-м веках находился Неаполитанский университет, где в 1239–1244 годах учился и принял решение стать доминиканцем Фома Аквинский, известный итальянский богослов и философ. В 1272–73 годах он преподавал там теологию. Знаменитыми выпускниками этого университета были также Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла.
Сейчас в монастыре организован небольшой мемориал, посвященный Фоме Аквинскому. Он размещен в двух небольших комнатах, в которых будущий святой жил своей монашеской жизнью и занимался с учениками. После смерти Фомы одна из этих комнат была преобразована в часовню.
Над алтарем часовни находится оригинальная картина 13-го века c Распятием Христа. Та самая, перед которой молился св. Фома и с которой, по легенде, Христос говорил с ним.
Фома Аквинский считается также одним из основоположников испанской инквизиции. В частности, известно следующее его изречение: «Смерть является справедливым наказанием, которое светская власть накладывает на фальшивомонетчика. Следовательно, смерть должна быть справедливым возмездием и для еретика, чьё преступление значительно серьёзнее, ибо жизнь души гораздо важнее, чем жизнь телесная.»
Совсем рядом с площадью Сан-Доменико-Маджоре, в совершенно невзрачном переулке, находится небольшой музей — Капелла Сан-Северо — который, если есть время, надо обязательно посетить.
Эта капелла в конце 16-го века создавалась как усыпальница знатного семейства семьи Сангро, обладавшего титулом князей Сан-Северо. Нынешний свой вид продуманного до мелочей художественного объекта капелла приобрела в 18-м веке, под руководством Раймондо де Сангро — седьмого князя Сан-Северо. После его смерти захоронений в капелле больше не было, и теперь это музей.
Об этой капелле у нас осталось два сильных воспоминания. Во-первых, как об объекте, о котором у нас не осталось ни одной фотографии: ни косой, ни кривой, ни сделанной «от бедра». И не потому, что мы их нечаянно стерли, а потому, что не было никакой возможности их сделать. Три надзирателя, не отрывая глаз, следили за туристами. Возможно, нам просто не повезло, и нам досталась «свежая» смена надсмотрщиков, которые еще не успели устать от собственной бдительности. Особенно запомнилась одна тетенька, которая при малейшем нашем движении (которое, как ей казалось, может завершиться фотосъемкой) неотрывно смотрела таким взгядом, что даже мысли о нарушении правила улетучивались…
Музейные запреты на фотографирование, смысл которых так и не разгадан, — тема старая. Тем не менее, интернет полон снимков хорошего качества, сделанных в этой капелле, и мы воспользуемся несколькими из них, иллюстрируя то, что хочется рассказать.
Самое главное воспоминание о капелле Сан-Северо — это, конечно, три скульптурных шедевра 18-го века, которые там можно увидеть. Два из них были заказаны князем Раймондо де Сангро в качестве надгробий своим родителям. В память о своей матери и в знак сыновней благодарности к ней (умершей в юном 20-летнем возрасте, вскоре после родов сына), князь Раймондо заказал мастеру из Неаполя Антонио Коррадини скульптуру «Целомудрие». Это один из двух памятников в капелле, выполненных в технике «мраморная вуаль».
Считается, что техника «мраморная вуаль» зародилась еще в Древней Греции, потом ее секрет был утрачен, и возродил ее только в 18-м веке как раз этот неаполитанский скульптор — Антонио Коррадини (1668–1752).
Справа от алтаря, симметрично «Целомудрию», находится еще один шедевр — надгробный памятник, который князь Раймондо посвятил своему отцу. Его название переводят по-разному («Избавление от чар», «Утрата иллюзий», «Освобождение от обмана»), но трактовка смысла во всех случаях аналогична. После смерти своей жены отец князя пустился во все тяжкие и несколько лет вел разгульную жизнь, но затем раскаялся и принял священный сан.
Статуя выполнена итальянским скульптором Франческо Квейроло (1704–1762) и изображает мужчину, которого ангел высвобождает из сетей. Всё, кроме сетей, выполнено из светлого каррарского мрамора. А вот сеть (невозможно поверить!) вырезана из вулканической пемзы — мягкого и пластичного природного материала.
И по сей день эта скульптура считается одной из самых сложных с технической точки зрения. Даже скульпторы нашего времени так и не понимают, как Квейроло смог это сделать. Предполагают, что секрет подобной техники выполнения был утрачен.
Самая известная скульптура капеллы — «Христос под плащаницей» — установлена в центре зала. Работу над ней начинал Антонио Коррадини (который изваял «Целомудрие»), но успел выполнить только глиняную модель. После его смерти закончить эту статую князь поручил молодому скульптору из Неаполя Джузеппе Санмартино (1720- 1793).
Рафаэль Монти, один самых известных мастеров 19-го века, владевших сложнейшей техникой «мраморной вуали», приоткрыл секреты и технологию: используется особенный тип мрамора, имеющий два слоя с разной плотностью. Ювелирная обработка верхнего, менее плотного слоя мрамора, позволяла умелым рукам мастера создавать эффект прозрачности вуали. Поэтому малое количество скульптур, выполненное в этой технике, объясняется не только ее сложностью, но еще и редкостью подходящего материала.
Работы в технике мраморная вуаль можно пересчитать по пальцам, а мастеров, создавших эти шедевры, и того меньше. Мраморная вуаль — это одна из вершин в искусстве скульптуры, и в капелле Сан-Северино сразу два шедевра, выполненных в этой технике.