«Это не сон. Это вся пpавда моя, это истина. Смеpть побеждающий вечный закон — это любовь моя." Рабиндранат Тагор
Камасутра — древнеиндийский трактат, посвящённый теме камы — сферы чувственной, эмоциональной жизни, влечения и любви.
Вступление.
Гид Ранджинд, субтильный, с очень темной кожей, подсвечивал с помощью зеркальца солнечным зайчиком на стене храма очередную женскую каменную фигурку в раскованной позе. „Девушка загорелля“, — с непередаваемым акцентом произносил он. „Ранджинд, может не загорела, а созрела?“ — вспомнились мне слова дурацкого эстрадного шлягера… „Или, может быть возбудилась?“… „Да-да, эта очень важна и правильня“… — подтверждал Ранджинд. „Итак, девушка загорелля…“
Наш гид обладал рядом несомненных профессиональных качеств, знание русского языка к которым совершенно не относилось)) Для понимания его рассуждений приходилось напрягать слух и внимание, чтобы уловить суть рассказа, надо было что-то уточнять, иначе было легко потерять мысль…
Хитро глянув темными глазками, Ранджинд спросил: „А вы знаете, сколько поз любви насчитывает Камасутра?“ „Эээ, ну, много“… — промямлил я, притворившись лохом, ведь перед поездкой не поленился заглянуть в Вики. „Вот! — победно поднялся к небу гидский палец — 83!“. Потом запнулся: „Нет, 85!“. „А Вики пишет про 64“… — вставил я шпильку гиду))
„Европейцы плехо разбираются в этом“ — парировал тот. „Вполне возможно. — ответствовал я. — Но у вас то, надеюсь, с этим делом все в порядке?“… Наш индийский друг погрустнел: „У нас это… тоже все сложьня…даже жениться…“
Рассказ о женитьбе гида Раджинда, рассказанный им самим с помощью наводящих вопросов автора и в его литературной обработке.
„Жениться у нас сложно. И дорого. Если у мусульман деньги на калым собирают родственники жениха, то у индуистов — родня невесты. В данном случае это можно назвать приданым. Я не видел своей будущей невесты, ее подбирали родители. Только когда мы поехали на сватовство, я впервые увидел там невесту. Она мне не понравилась… Маленькая какая-то… (При этом Ранджинд сам был небольшого роста и худ). После этого мы с родителями отказались жениться и стали ездить на просмотр к другим невестам.
Но там несколько раз невесты отказали нам… Поэтому нам пришлось вернуться к первой претендентке и жениться на ней… Приданого за ней я много не получил — у меня плохая профессия, шляюсь где-то все время и заработок нестабильный“. На мой уточняющий вопрос — не обиделась ли невеста, что ею вначале пренебрегли, Ранджинд простодушно отвечал: „А куда ей было деваться, ее никто замуж не брал…“.
Мда… Сексуальная раскованная страстность древней Камасутры как-то не очень вязалась с индийской реальностью. Было похоже, что заветы далеких предков, запечатленные в камне, являются для современных индийцев некой диковинкой, более, чем для раскованных европейцев. Ранджид, наводя свой солнечный лучик на фигурки в какой-то особо непростой позе, цокал языком — „О, это очень-очень слежьня“… Что оставляло надежду, что он все-таки пробовал))
Вместо предисловия.
Мы давненько хотели в Индию, перед началом объявленной ковидной эпидемии даже разработали маршрут… Осенью вернулись к этой идее, но решили идти упрощенным путем — приобрести тур. Выбирая направление, рассматривали для начала классический Золотой треугольник — Дели-Джайпур-Агра. А когда думали, что к маршруту добавить, в вариантах фигурировал Варанаси.
Но тут вспомнился Кхаджурахо. И оптимизм эротически-сексуального пиршества храмов Кхаджурахо победил грустную эстетику погребальных обрядов Варанаси за явным преимуществом.
Кхаджурахо перед возвратом в Дели был последним пунктом недолгого, но очень насыщенного путешествия группы, состоящей из гида, водителя и двух туристов. Городок стал тихим оазисом в путешествии по бурным, перенаселенным городам с отсутствующими правилами дорожного движения и толпами торговцев и нищих, бродящих по горам мусора вперемежку с коровами, собаками и мартышками.
В Кхаджурахо народа, коров и мусора по индийским меркам было очень мало. В изобилии бегали только очаровательные бурундучки)) Прямо радость для глаз.
К тому же к концу путешествия я, несмотря на все меры санитарной предосторожности, заболел. День перед приездом в Кхаджурахо был сложным, с переездом из Агры в Джанси на поезде, потом автопереездом в Орчху с изучением местных достопримечательностей и последним броском на Кхаджурахо.
В Орчхе я почувствовал ломоту в мышцах и жар, верные признаки температуры, при всех переездах дремал. К вечеру, по ощущением, температура приблизилась к 39. Нужно было что-то срочно делать. Помог бабушкин способ — 2 литра горячего чая с медом на ночь, усиленным пакетом терафлю и полтаблеткой анальгина.
К утру белье было мокрое насквозь, зато вместе с потом хворь ушла. Я был бодр и готов к экскурсии, заодно обнаружив, что живем мы в довольно стильном и пустом отеле Syna Hentage — в ресторане были в одиночестве. Лучшее лекарство для захворавшего туриста в Индии — посетить Кхаджурахо))
Глава 1 — единственная.
Кхаджурахо — это относительно небольшой населенный пункт, особенно по меркам густонаселенной Индии, в котором живет два-три десятка тысяч человек, находится в районе Чхатарпур в индийском штате Мадхья-Прадеш. Он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, в нем расположен комплекс храмов, относящихся к индуизму и джайнизму. Название города произошло от индийского названия финика.
Храмы разделены на три группы: Западную, Восточную и Южную, считается, что из 85 древних храмов сохранилось только 20. А светские постройки вообще не сохранились. Основной популярностью пользуются 5 храмов из Западной группы, ежегодно привлекающие тысячи туристов. Храмы Кхаджурахо сохраняют стилевую общность с храмами северного, индоарийского стиля „нагара“. Сооружены они были во времена правления индийской династии Чандела в 850–1150 годах.
Город являлся их культурной и религиозной столицей. После падения династии он был частично разрушен, а в период мусульманского правления затерялся в джунглях на века. Только в 1838 году местные жители привели некоего капитана британской армии к затерянным храмам.
Храмы Кхаджурахо стали символом индийской эротической скульптуры. Хотя подобные храмы с изображенной эротикой сохранились и в других местах Индии. Известно несколько таких храмов и храмовых комплексов, но Кхаджурахо, пожалуй, из них самый туристически раскрученный.
Версия 2. Подданные местного правителя стали массово увлекаться религией джайнизм. Джайнизм популяризировал сплошную медитацию по жизни, отказ не только от семьи и имущества, но и от секса. Перспектива уменьшения количества подданных сподвигла правителя отвлечь народ от такой государственно вредной религии путем рекламы сексуальных отношений в камне (про джайнизм к концу рассказа будут высказаны личные впечатления).
Версия 3. Местная красавица купалась в пруду и согрешила с Богом Луны. К утру, по девичьей привычке, потребовала от партнера жениться — а как же соседи и людская молва? Тот спрыгнул с темы — мол, у меня на небе дел полно… но пообещал, что мальчик, родившийся от этой романтической связи, станет супергероем и знаменитым правителем. С 10 лет будет голыми руками убивать тигров и построит множество храмов, прославляющих cтрастную телесную любовь, что он и сделал! Скульптуры этого мальчика, побеждающего тигра, частенько встречается в Кхаджурахо.
По мне — наиболее реалистичной и правдоподобной является версия „намба ту“))
Многочисленные туристы стекаются в Индию со всего мира, чтобы увидеть великолепные тысячелетние религиозные сооружения, оценить изумительное мастерство древних мастеров. Но что греха таить — некоторые интересуются в основном эротическими сюжетами на стенах, так называемых, „храмов секса и любви“. А ведь согласно подсчетам ученых, эротизма в великолепных барельефах не так уж и много. От общего количества скульптур откровенно сексуальные составляют всего лишь 2–3%. Но за них, несомненно, глаз цепляется))
Красота храмов не может не восхитить. Искусные барельефы и скульптуры из камня изображают богов, обычных людей и животных как в обычных жизненных, так и весьма пикантных ситуациях. Мне показалось, что иногда изумленные туристы становятся жертвами самообмана — им чудится эротика там, где ее нет. Читал в некотрых отзывах, что в барельефах изображены многочисленные сцены секса с животными. Заметил только один такой момент — с осликом.
Ранджид изложил по этому случаю версию про воинов в дальнем походе, которая была принята… В древних армиях в обозах частенько гнали животных для специальных целей. Да еще на одном барельефе изображен слон, сбросивший погонщика, мешавшего ему подсматривать за человеческой сексуальной сценой.
Но никакого секса со слонами и львами я не заметил, возможно, не разглядел, а скорее — туристам с перепугу показалось)) Наш знаменитый путешественник Афанасий Никитин, попавший в Индию в 15 веке тоже с перепугу написал в „Хожении за три моря“: „А женщины ходят — голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт… люди все черные, все злодеи, а женки все гулящие, да колдуны, да тати, да обман, да яд“.
Вот что значит не вникнуть в древнюю философию жизни, а судить по внешним признакам)) Мы старались вникнуть. Хотя вникнуть в нее неофиту-европейцу ох как нелегко… Каждое утро гид Ранджинд с непередаваемым смешным акцентом строго спрашивал: " Сколько воплощений билля у бога Вишну? " Мы бодро вспоминали: " Рыба, черепаха, кабан, карлик, лев…»
«А еще? — Ранджиндов палец строго тыкал в нас. — Я вам рассказываль…" На самом деле воплощений у Вишну было не то 10, не то 12, одним из них был Будда. Лично я из всего сонма многочисленных Богов сразу запомнил и безоговорочно полюбил двух — Бога-обезьяну Ханумана и Бога-слона Ганеша, остальные время от времени путались…
Видно, что в древней Индии никаких табу в отношении секса не существовало. Более того, искусству любви специально обучали — считается, что знаменитую «Камасутру» начали писать еще в 4 веке до н. э. И тем не менее эротические скульптуры расположены, как правило, только на наружных поверхностях храма.
Предполагают, что они предназначены для своеобразного очищения верующего и предостережения его от вступления в святыню до тех пор, пока он захвачен плотскими желаниями, которые надо уметь контролировать. При входе в храм нужно оставить все грехи, даже приятные, позади…
Эротические образы встречаются на фризах и барельефах фасадов храмов. Женскую красоту в основном символизируют пышнотелые гибкие красотки — сурасундари, которых при храмах обучали всему необходимому для жизни — танцам, пению, игре на музыкальных инструментах и сексуальным умениям) Секс в камне представлен только с одной целью из трех возможных в индуистской философии — с целью удовольствия. О сексе в целях просвещения и продолжения рода речь шла, видимо, в каких-то других местах))
При осмотре одного храма в глаза бросилась какая-то выцарапанная на камне сексуальная картинка, причем промаркированная рядом цифрой, как и другие артефакты. Ничего похожего рядом не было и сразу возникло подозрение, что это какие-то хулиганы нацарапали сюжет на «вольную тему» явно гораздо позже создания храма. Хотя это все равно могло быть сделано сотни лет назад.
Призванный на помощь Ранджинд впал в задумчивость, позвал коллегу и они некоторое время что-то бормотали на хинди… В результате их вердикт подтвердил наши догадки — «хулиганство», из-за древности ставшее артефактом.
Напрашивается мысль об уникальной культуре Индии, где до сих пор, с точки зрения монотеизма, правит бал так называемое язычество. А ведь индуизм является самой древней религией мира из числа крупнейших и сохранившихся до современности. При этом запреты, присущие монотеистическим религиям в отношении сексуальной жизни, на индуистов совершенно не распространяются. Храмы восхищают и удивляют не только мастерством работы мастеров, но и отсутствием многих табу, присущих сознанию европейского человека.
В сознании начинает шевелиться и вибрировать некий когнитивный диссонанс)) А ведь для индуистов, во всяком случае изначальных, все это было естественно и прекрасно. Они полагали, что сексуальный опыт в некотором роде символизирует слияние человека с божественным началом.
Мы с большим интересом и удовольствием исследовали храмы в Западной группе, самые изящные и красивые, являющиеся вершиной мастерства зодчих Кхаджурахо, которые к тому же находятся в ухоженной парковой зоне.
На территории парковой зоны есть не только храмы 9–11 века, но и гораздо более поздней постройки. Они сильно отличаются внешним видом, например, белоснежный храм Пратапешвар 19 века — в некотором смысле новодел, на стенах которого отсутствуют скульптуры.
В небольшом храме Варахи, построенном в 10 веке, установлено изображение бога Вишну в образе кабана-вепря, спасшего Землю от затопления в мировом океане.
Индуистский храм Лакшмана также был построен в 10-м веке и тоже посвящен Вишну, где он представлен в четырехликом обличии — человека, льва, вепря и демона. Все стены храма сплошь покрыты множеством резных фигур, батальные сцены чередуются с камасутрой. Этот храм является одним из самых сохранившихся в Кхаджурахо.
Храм Кандарья-Махадева 11 века выстроен в честь другого индуистского божества, входящего в божественную триаду — Шивы. Этот храм считается самым большим и красивым — вершиной мастерства местных зодчих. На его стенах изображено много эротических сцен, скульптуры можно долго изучать, каждый раз подмечая что-то новое.
Храм Читрагупта 11 века постройки является одним из немногих храмов в Индии, посвященных богу Солнца Сурьи. Интересно, что форма храмовых сооружений, по мнению исследователей, напоминают лингам как вечный продолжитель жизни — своеобразный фаллический символ Шивы, часто встречающийся в индуистских храмах.
Храмы в Восточной группе Кхаджурахо не столь многочисленны, как в Западной, и сосредоточены на небольшой застроенной территории без парковых лужаек. Мы увидели здесь джайнские храмы — храм Паршванатх 10 века, Храм Адинатх 11 века и храм Шантинатх 19 века постройки. В настоящее время джайнские храмы обнесены стеной.
Ключевое различие между джайнскими и индуистскими храмами в Кхаджурахо заключается в том, что джайнские храмы активно используются для молитв и богослужений. Джайнских монахов можно увидеть медитирующими или проповедующими.
Нам повезло — в момент посещения группа монахов нагишом и с пучками перьев из павлиньих хвостов в руках спустилась из какого-то служебного помещения и рассредоточилась по территории. Часть из них погрузилась в медитацию, часть стала проповедывать в виде беседы с представителями паствы.
Джайнизм — древняя религия, появившаяся в Индии приблизительно в 4–6 веках до нашей эры, а согласно самому учению — существовала всегда. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана (Бардхамана), который в возрасте 31 года решил отказаться от мира, раздал своё имущество и более 12 лет вёл жизнь бродячего аскета.
После первых 13 месяцев отрешения от мира он стал ходить нагим, а на 13-м году скитаний, сочтя себя достигшим высших ступеней познания, выступил основателем новой веры. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5–6 миллионов приверженцев в Индии.
Простым языком философия джайнизма заключается в идее, что человек пришел в мир голым и уйдет из него таким же, поэтому все мирское лучше отвергнуть, сосредоточившись на медитациях и самосовершенствовании в целях достижения вечного блаженства. Гид Ранджинд сравнил философию джайнизма с философией бахаев, не знаю, насколько обоснованно. Храмы бахаев в Дели и в Хайфе я видел.
Часть монахов перемещалась по храмам совершенно обнаженными, на некоторых имелись набедренные повязки. Истощенными они не выглядели, некоторые несли с собой круглые животики)) На наше тихое ехидство по этому поводу Ранджинд обиделся, сказав, что это сгустки энергии, которой монахи управляют, ведя здоровый образ жизни. А у нас это еще называют комком нервов))
Пока я перемещался по территории, охотясь за ракурсами, один из монахов собрал около себя 3–4 человека, ищущих истину. Ранджинд предложил попробовать присоединиться к совместной медитации. Я попытался перевести стрелки на супругу, но та сослалась на невозможность сосредоточиться в присутствии обнаженного мужчины)) Я уж было решил присоединиться, но во время вспомнил о старушке матери и хозяйстве, оставленных на Родине. А вдруг мне так понравится медитировать обнаженным, что захочется бросить все то, что бросить невозможно? И я решил не ввергать себя в искушение…
Послесловие
Мы отбыли из Кхаджурахо в сторону Дели умиротворенные и напитавшиеся прекрасным и позитивным, как бы иронически это не звучало… Мы отдохнули от обычной индийской толчеи и замусоренности, а я еще и быстро избавился от хвори в этом прекрасном месте. И если вы уж решите посетить такую туристически неоднозначную страну, как Индия, не забудьте о Кхаджурахо, Камасутра вам в помощь))