Не дружишь с головой? Тебе — в Губбио! Если вы хоть каплю безумны, вам стоит отправиться в Губбио, город сумасшедших, считают итальянцы. Издавна остальная Италия считает жителей этого города непредсказуемыми в поступках. А если хотите стать лицензированным сумасшедшим, просто идите к Фонтану Безумцев, обогните его три раза, скажите — «Я сумасшедший» три раза и всего за пару евро в лавке напротив получите «официальный сертификат», подтверждающий ваше безумие! Улыбнёмся и припомним, что в стране с длинной историей любой микроскопический курьёз имеет давние реальные корни. Древний Рим ссылал безумцев в Губбио, и эта традиция сегодня отражается в легенде и Фонтане Дураков. Хотя этот старый фонтан сам по себе очень скромный. Как видим, пара заинтересованных присутствует, а парень в красной майке явно захотел сертификат.
Ну, а если отбросить всё безумие, Губбио — интересный исторический город с прекрасными дворцами, церквями и атмосферой Средневековья.
Расположенный на склонах горы Инджино в северо-восточной части Умбрии, Губбио является прекрасно сохранившейся архитектурной жемчужиной, практически не перестроенный, он демонстрирует реальное величие средневековых городов-государств XIII и XIV веков.
Уникальный характер Губбио отражается в лабиринте узких тёмных переулков, больших площадей и исторических достопримечательностей, основные из которых по традиции сосредоточены вокруг центральной площади.
«Висячая» Пьяцца Гранде, политическая точка опоры города четырнадцатого века, является таковой и в буквальном смысле. Площадь, одно из самых впечатляющих средневековых городских сооружений, строилась начиная с 1321 года, с 1482 года стоит в неизменном виде, за исключением одного дворца напротив. Были проведены впечатляющие работы по устройству опорных конструкций навесного пространства и самих зданий, которые кажутся почти огромными по сравнению с историческим ядром.
Со стороны нижней улицы площадь представляет собой каменную стену высотой с многоэтажный дом. Но мы сейчас наверху, площадь очень живописна с панорамным видом на нижний город, который мы смотрели в прошлом рассказе, и окружающую местность.
Палаццо деи Консоли — великолепный символ средневековой мощи и архитектурного мастерства строителей Губбио. Этот дворец XIV века, внушительно возвышающийся над Пьяцца Гранде, был спроектирован архитектором Анджело да Орвието и служил резиденцией городского правительства. Дизайн здания является шедевром готической архитектуры с величественным фасадом, зубчатыми стенами и элегантной колокольней.
Помещения внутри огромны, с высокими потолками. Любое гражданское строительство Средней и Северной Европы того периода кажется крохотным по сравнению с этим дворцом провинциальной Италии.
Не только с колокольни, но и из узких средневековых окон открывается чудесный вид на город и окружающую местность.
Внутри дворца находится музей. Здесь расположены археологическая коллекция и художественная галерея.
Не скажу, что коллекция очень богатая, не нашёл и явных известных шедевров, но всё же она достаточно интересна.
Напротив, через площадь, стоит Палаццо деи Приори — значимое историческое здание. Этот дворец был изначально задуман в XIV веке как резиденция Подеста, главы исполнительной власти в Губбио. Хотя его строительство так и не было полностью завершено из-за экономических и социальных проблем, включая чуму, Палаццо деи Приори остаётся важным образцом готической архитектуры. Его отличительный арочный вход и центральная колонна, поддерживающая прочные арки внутри, являются ключевыми архитектурными особенностями. Сегодня дворец является не только архитектурной достопримечательностью, но и символом исторического управления и гражданской идентичности Губбио, в нём и сегодня находится муниципальный центр.
Палаццо Рангиаски-Бранкалеони замыкает площадь с северо-восточной стороны. Это единственное «новое» здание в историческом Губбио, хотя мы видим только неоклассический фасад 1841 года. Он объединил ряд более старых зданий, построенных до 1464 года, включая первый дворец герцога Федерико да Монтефельтро, пока он не переехал в новый Палаццо Дукале на горе.
От площади так и манит пройти по улице деи Консоли, одной из тех, которые совсем не перестраивались с конца XV века.
Но возвратимся к лифту, который нас поднимет на следующий, самый высокий уровень города, где находится Собор и дворец герцога — правителя. Выше уже ничего нет, весь город остался внизу.
Дуомо Губбио, также известный как собор Святых Мариано и Джакомо, является главной церковью города и потрясающим примером готической архитектуры. Собор был построен в конце XII и начале XIII веков на месте более ранней романской церкви, части которой всё ещё видны на правой стороне фасада.
Внешний вид собора отмечен стрельчатым порталом и большим круглым окном, украшенным элегантной полосой листвы и окружённым символами евангелистов и Мистического Агнца.
Внутри церковь имеет один неф в форме латинского креста, поддерживаемый десятью большими поперечными стрельчатыми арками, что создаёт просторный и величественный интерьер.
Дуомо богато украшен картинами художников XVI века из Губбио и других мест, включая работы семей Нуччи и Базили, Синибальди Иби, Джулиано Пресутти и Доно Дони.
Синибальди ди Иби, художник из Перуджи, в 1503 году выполнил заказ муниципалитета Губбио, написав «Мадонну с младенцем на троне со святыми Убальдо и Себастьяном», эта картина является его одним из главных шедевров.
Джулиано Пресутти, художник конца XV века из Фано. «Слава Магдалены»
А также его «Рождение Иисуса»
В соборе хранятся важные религиозные артефакты, в том числе мощи святых Мариано и Джакомо в саркофаге поздней античности под главным алтарём.
Палаццо Дукале — замечательный дворец эпохи Возрождения, построенный по заказу Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино, в конце XV века.
Спроектированный архитектором Франческо ди Джорджио Мартини, дворец занимает видное место на самой вершине города, прямо напротив городского собора.
Он отражает элегантность архитектуры эпохи Возрождения с её гармоничными пропорциями, арочным входом и изысканными деталями.
Построенный на более старых средневековых сооружениях, дворец имеет красивый трапециевидный двор и богато украшенные интерьеры.
Сохранился знаменитый кабинет герцога, известный своей сложной инкрустацией по дереву.
Сегодня Палаццо Дукале служит музеем, хотя от бывшего величия и роскоши семьи Монтефельтро мало что осталось, кроме кабинета. В основном здесь филиал художественной галереи.
И только теперь возвращаемся на улицу деи Консоли. С горы приятнее и интереснее спуститься пешком.
В конце спуска — Епископский дворец, который был построен епископом Состеньо Марией Кавалли в начале XVIII века. При строительстве были использованы предыдущие постройки четырнадцатого века, в основном старого дворца Бозоне Рафаэлли.
Помимо соучастной резиденции епископа, во дворце расположены помещения курии, богатый епархиальный архив и библиотека Фонти.
Теперь по главной исторической улице Губбио — только вниз.
Пересекаем небольшой ручей, который полностью пересох в это время года. Когда-то на его месте была река — Каминьяно, от которой остались только берега.
За ручьём находится Сан-Мартино, один из старейших районов с извилистыми улочками, старыми домами, маленькими кафе и магазинами торгового квартала.
Церковь Сан-Доменико, первоначально посвящённая Сан-Мартино, известна с XI века. Церковь расположена недалеко от того, что когда-то было комплексом городских стен, защищавших город. Лишь к середине XV века стало возможным расширить существовавшую ранее церковь, возведя нынешний пресвитерий за пределами старых городских стен.
Готический главный алтарь датирован первой половиной XIV века, а престол более ранний — 1134 года. Недавно были реорганизованы архив и богатая библиотека прилегающего монастыря.
А недавние реставрации выявили фрески четырнадцатого века школы Нелли.
Закачивается умбрийский вояж. Остался последний город — Читта-ди-Кастелло.