Учитывая мою любовь к транспорту и автомобилям я не мог не посетить открышуюся 7ого нобяря выставку в Павильоне 26 на ВДНХ. Выставка показывает различные дизайнерские решения в истории совесткого и российского автомобильного, рельсового и водного транспорта за последние 100 лет. Также на мой взгляд можно оценить как будет организована экспозиция в основном здании Музея Транспорта на Новорязанской. Выставка будет идти почти год — 1 октября 2025 года.
Экспозиция состоит из четырех разделов. В них представлены редкие архивные материалы, а также воссозданные модели и макеты несохранившихся транспортных средств. Они охватывают разные периоды развития транспортного дизайна — от первых автомобилей и мотоциклов прошлого века до современных электросудов и электромобилей.
Первым крупным экспонатом, встречающим посетителей является необычный ЗИС-Спорт (оригинал 1939, реплика 2012 года)
Эту машину молодые инженеры КБ экспериментального цеха ЗИС построили по собственной инициативе, на шасси представительского зис-101. Чтобы реализовать свой план, они преподнесли его как один из «подарков матери-Родине» к 20-летию комсомола. Подарком оказался непривычный для СССР автомобиль типа «родстер» — то есть роскошный, спортивный двухместный кабриолет. Валентин Ростков разработал дизаин кузова; он отвечал новейшим веяниям мировой моды — например, фары были утоплены в крылья и визуально объединены с решёткой радиатора. Разумеется, внутри тоже скрывалось множество улучшений; мощность машины выросла до 141 л. с., а максимальная скорость достигла 165 км/ч (предполагалось довести её до 180 км/ч). Реплику «ЗИС-Спорт» в 2012 году создал реставрационный центр «Молотов-гараж».
Машина конечно очень стильная и визуально на многие годы обогнала свое время. Как знает что было бы дальше если не случилась война.
В соседнем зале выставлена нестареющая классика.
А вот почему в одном ряду с автобусом Зис-155, троллейбусом МТБ-82, модель трамвая не МТВ-82, а РВЗ-6 вопросики.
Отдельная тема выставки — рассказ о транспортных дизайнерах, работающих на стыке техники и искусства.
Не забыли и речной и железнодорожный транспорт.
ТАЗ-А-АЭРО
Конструктор Алексей Никитин много лет исследовал обтекаемость автомобилей. Испытав ряд макетов 1:10 в аэродинамической трубе, он определил, что оптимальная форма — каплеобразная. Так появился экспериментальный автомобиль ГАЗ-А-Аэро, каплевидный во всём — от капота до обтекателей колёс. Фары были частично утоплены в корпус, традиционные подножки убраны. И сопротивление воздуха удалось понизить почти в два раза! Слабенький мотор ГАЗ-А плохо подходил для подобной машины (ведь сильнее всего сопротивление воздуха мешает на высоких скоростях), но «Аэро» всё же был заметно быстрее — он развивал скорость до 106 км/ч по сравнению с 82–93 км/ч у обычного ГАЗ-А. Экстравагантный прототип был построен в единственном экземпляре голубого цвета.
А вот это модель легендарного ТРАМВАЙ ЛМ-57 «СТИЛЯГА»
В 1957 году Ленинградский вагоноремонтный завод выпустил первый трамвайный вагон модели ЛМ-57 по проекту архитектора
Иосифа Вакса — основоположника ленинградской школы дизайна.
Трамвай полюбился горожанам, он стал одним из символов после-военного возрождения и оттепели. А сотрудники депо за яркую окраску и округлые формы прозвали его «Стилягой». Внутри вагоны тоже впечатляли: мягкие сиденья, обогрев салона, современный интерьер, тихий и плавный ход. А ещё «Стиляги» ходили только поодиночке, без прицепов, поэтому смотрелись на улице аккуратней старых трамваев. Серийно ЛМ-57 производили всего восемь лет, с 1961 по 1969 год; зато эксплуатировали до самого 1986 года — не только в Ленинграде, но и в Горьком, Саратове, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Архангельске, Казани, Киеве, Ташкенте…
Главное конечно в выставке это оформление, как и на других выставках (например Мечта Москвича) очень разнообразно и стильно.
Автобус ЛиАЗ 677 и троллейбус СВАРЗ из журнальной серии Наши Автобусы.
А это герой прошлой выставки Москвич 408 «Турист» завода МЗМА (позже АЗЛК).
Пара двухколесного транспорта.
Не пошедший в серию Москвич 90х
Все-таки оформление выше всяких похвал.
В хаосе 1990-х многие дизайн-бюро и отделы при старых заводах, институтах и фирмах оказались расформированы новыми владельцами за ненадобностью. Но к счастью 2010-м годам ситуация полностью переменилась.
Стало очевидным, что промышленный и продуктовый дизайн — необходимая часть разработки и продвижения любого продукта, а в случае государства — и целых экспортных отраслей.
CARDI NEXT / CARDI BODY /CARDI BODY-II
В 1990-х автодизайнеры наконец получили возможность создавать собственные фирмы и предлагать свои идеи потенциальным инве-сторам. Так в 1991 году возникло кузовное ателье
Cardi, основанное сотрудниками Московского автомеханического института. Первый же их концепт, показанный на международном авто-салоне 1995 года в Москве, произвёл фурор.
Он был стилизован под роскошные европейские родстеры-кабриолеты 1950-х годов, но при этом безошибочно попадал в тренд «биодизайна». Через год дизайнеры Cardi представили пляжный джип-купе Next — с явным влиянием нашумевшего стиля New Edge компании Ford.
(Внутри обоих концептов скрывались агрегаты от обычной «Нивы»). Позже ателье разработало ещё несколько ярких концепт-каров: Tetra, Coupe, Curara и Body-II — всегда успешно сочетая ретро- и хайтек-стилистику.
Сейчас ателье является частью Московского политехнического университета и продолжает быть важным центром транспортного дизайна.
В 2015 году московское кузовное ателье CARDI отметило своё 25-летие. В честь юбилея решили разработать концепт под кодовым названием М442. Это двухместный автомобиль с кузовом купе, платформой для которого послужил легендарный Aston Martin DB9. Общая идея автомобиля звучала как «купе-лимузин».
Концепция стилистики должна была иметь абсолютно конкретное выражение и нести в себе фамильные черты марки CARDI: ненавязчивая и некричащая, самодостаточная изысканная простота, построенная на мощной идейной глубине, с легким налетом аристократизма, глубоко пропитанного правильным, сдержанным вкусом. Идея интерьера строилась на визуальном и эмоциональном разделении места водителя и пассажира, которые должны отличаться цветами отделки, материалами, конструкцией и компоновкой.
Атом — первый российский электромобиль-гаджет который планируется к производству в 2025 году.
Технологичный, функциональный, с широкими возможностями для персонализации. В основе концепции — новый опыт взаимодействия человека с автомобилем, предполагающий не только прак-тичность и комфорт, но и впечатления.
«Атом» разрабатывается с 2021 года акционерным обществом «Kama». Производственная площадка проекта находятся в Москве, подразделения — в Набережных Челнах, Санкт-Петербурге, Тольятти, а также в Нанкине и Шанхае (Китай). Проект находится в финальной стадии разработки и подготовки к запуску серий-ного производства. Сейчас «Атом» проходит ходовые испытания функциональных прототипов.
Электромобиль будет работать на операционной системе собственной разработки «Атом ОС».
Основные решения водительской эргономики — проекция с дополненной реальностью, руль с сенсорным дисплеем и голосовой помощник. Для защиты цифровых систем автомобиля используется шлюз безопасности Kaspersky Automotive
Secure Gateway. Этот электронный блок обеспечивает безопасные коммуникации и контроль доступа к функциям автомобиля. С его помощью можно удалённо управлять функциями автомобиля как из облака, так и со смартфона, собирать телематиче-ские данные, обновлять и диагностировать электронные блоки.
Серийное производство электромобиля «Атом» планируется запустить на производственной площадке завода «Москвич» в середине 2025 года. В основу эскиза оклейки кузова электромобиля легли визуальные размышления Миши Most о взаимодействии человека и новых технологий.
КВАДРОЦИКЛ PM 800 T
Дизайнер Владимир Щёчкин, шеф-дизайнер Евгений Жуков, инженер Александр Галяткин «Русская механика»
Новый полноприводный квадроцикл «Русской механики» изначально рассчитан на эксплуатацию в сложных условиях бездорожья, может использоваться как для длительных путеше-ствий, так и для коротких выездов на пере-сечённую местность. Специально для модели РМ 800 Т конструкторами «Русской механики» была создана принципиально новая платформа. Рама, подвеска, органы управления, уникальные настройки блока управления двигателем — абсолютно всё спроектировано так, чтобы на маршруте любой сложности водитель не уставал от управления, а получал только удовольствие.
РМ 800 Т — первый и единственный квадроцикл российского производства, способный участвовать в соревнованиях самого высокого уровня.
Среди задач, которые стояли перед разработчиками, — победы и призовые места на чемпио-нате России по кросс-кантри и в марафонских ралли-рейдах класса «Шелковый путь».
Рыбинская компания «Русская механика» раз-рабатывает и производит снегоходы и квадро-циклы, осуществляет их сервисное обслужива-ние. Техника используется в России и за рубежом, в нефтегазодобывающих компаниях и в МЧС, в заповедниках и на государственной границе, даже в Арктике.
В результате изменений россияне увидели новые вагоны метро, новые автобусы и низкопольные трамваи отечественного производства, удобные и эстетичные остановки городского транспорта, новые хабы «бесшовных» пересадок.
Было испробовано множество технологий и идей для того, чтобы повысить связность в городах и даже заменить метро.
Метро тоже преобразилось в лучшую сторону — на фотографиях модели поездов Москва. Как жаль что их не производят (кроме игрушек от Технопарка).
В портике павильона расположилась масштабная инсталляция, которая погружает зрителя в атмосферу и тему выставки. Центральным образом этой истории стала модель микроавтобуса «Старт» из частной коллекции.
В целом выставка хоть и не прямо «всем срочно бежать и смотреть» как на Передвижников, но довольно интересная для всех интересующихся транспортом. Потому рекомендую сходить если будете на ВДНХ. Кроме того до 1 октября 2025 года времени еще много, и очевидно что до конца следующего года Музей Транспорта Москвы врятли будет открыт.