Утром следующего дня мы снова погрузились в глубокую старину, отправившись по музеям.
Археологический (Исторический) музей провинции Шэнси существует с 1991 года, в 2022 году он переехал в новое здание. Здесь хранятся экспонаты, обнаруженные во время раскопок на территории этой провинции. Экспозиция организована в хронологическом порядке и первые залы посвящены жизни самых древних обитателей этих мест. От них сохранилась глиняная посуда, украшенная реалистическими и мифическими изображениями животных, а также геометрическими фигурами.
Во втором тысячелетии до нашей эры, в период династии Западная Чжоу (1046–771 годы до нашей эры), китайцы научились производить великолепные бронзовые изделия.
По состоянию этих предметов археологи пришли к мнению, что бронзовые сосуды не использовались в быту, а создавались для совершения жертвоприношений Небу и предкам. Производство бронзового сосуда стоило дорого: нужно было иметь медную руду, а также приспособлениями для отливки, не говоря уже о мастерах. Это могли позволить себе только богатые и знатные люди. Сосуды были ценным имуществом и передавались по наследству. Часто они отливались в честь какого-то важного события, например получения титула, собственности или заключения брака. Как мы об этом узнали? На сосудах имеются надписи, рассказывающие об этом.
Этот сосуд для вина выполнен в виде быка, твердо стоящего на четырех ногах. Его высунутый язык является носиком, через которых разливался напиток. Ручкой для крышки является фигура тигра, а сама крышка, чтобы не потерялась, прикреплена к быку цепью. Удивительный орнамент на теле быка делает его просто восхитительным образцом искусства древних мастеров.
Следующий сосуд для вина сын изготовил для похорон отца, надеясь, что отец из лучшего мира будет оказывать ему покровительство и защиту. Именно об этом говорит надпись на сосуде с великолепным зооморфным орнаментом.
Драконы всегда были частью китайской мифологии и их отливали в бронзе, как вот этого из периода Сражающихся царств (475–221 гг. до нашей эры).
Все знают, что китайцы изобрели бумагу, и, возможно, они же изобрели и бюрократию, которая складывала бумаги в стопки. Чтобы листы не разлетались, они в V веке до нашей эры изготовили пресс-папье в форме тигров из бронзы.
И вот этот предмет, тоже в форме тигра, может и не имел нигде в мире аналогов.
Этот опознавательный знак использовался императором для подтверждения верности своих указов, отдаваемых военачальникам. Он состоит из двух частей, и одну из них получал военачальник, отправляясь в поход. Другая хранилась у императора и посылалась военачальнику вместе с бумагой, содержащей указания к действию. Только получив вторую половину знака, полностью совпадающую по форме и надписи с первой, военачальник должен был воспринимать написанное на бумаге как приказ.
О том, какой была армия первой китайской империи периода династии Цинь, мы можем представить себе, глядя на терракотовых воинов. О терракотовой армии я подготовила целый рассказ, поэтому здесь только покажу, как воины, предположительно, выглядели в момент их создания — они были раскрашены яркими красками. Сейчас краски едва сохранились и их намеренно не восстанавливают.
Жизнь в период династии Хань (на рубеже двух эр) была бедна на яркие события, особенно если живешь на краю пустыни. Разве что голод, или война, или и то, и другое вместе. Неудивительно, что хотелось как-то ее украсить ну хотя бы таким предметом из золота и серебра с использованием зооморфного орнамента. Вроде ослик, или лошадь, но хвост и рога в виде повторяющихся изображений птиц, или драконов. Археологи предполагают, что такие предметы могли украшать головные уборы правителя.
Великий шелковый путь называют «великим» не только из-за его протяженности, но и из-за того влияния, которое он оказывал на жизнь людей. В эпоху династии Северная Чжоу (557–581 годы) Сиань был многонациональным городом, подтверждением чего являются захоронения людей некитайского происхождения, обнаруженные в северном пригороде Сианя. Каменная скамья с тремя стенками, на которых вырезаны барельефы, изображающие путешествия, трапезы, сцены охоты и развлечений усопшего, является частью богатой гробницы согдийского чиновника из Средней Азии.
Сиань был столицей пяти китайских империй (Чжоу, Цинь, Хань, Суй, Тан). Однако наибольшего расцвета город достиг в период двух из них — Суй и Тан (VI — начало X века). Сиань в этот период был самым большим и процветающим мегаполисом на Земле и расцвет экономики, политики и культуры базировался на взаимодействии с другими цивилизациями главным образом через посредство Шелкового пути.
Буддизм уже прочно обосновался в Китае в качестве основной религии, о чем говорят эти находки глиняных буддистских царей.
Можно подумать, что и эта женщина, стоящая на коленях, выполняет буддистский ритуал простираний.
Торговый обмен вышел далеко за пределы границ китайской империи, о чем свидетельствует это саше из серебра с растительным узором, в котором хранились благовония, привезенные из Западных стран.
12-летний календарный цикл, связанный с животными, был изобретен китайцами еще в III–I веках до нашей эры. А эти фигурки знаков зодиака были изготовлены в VII веке.
Экономическое процветание Китая в период династии Тан, основанное на доходах от торговли, привело к расцвету и других сторон жизни, в частности искусства. Эта статуэтка изображает странствующий китайский оркестр из 7 мужчин, сидящих на спине верблюда и играющих на разных музыкальных инструментах, и одной женщины-певицы, стоящей в центре.
Экономический подъем и мирная жизнь позволили накопить богатство. В октябре 1970 года неподалеку от Сианя были обнаружены два глиняных и один серебряный сосуд, в которых содержались около тысячи предметов декоративного искусства высочайшего художественного мастерства. Эти предметы считаются самой существенной находкой Китая ХХ века, потому что очень много рассказали о жизни страны в эпоху Тан. Вот некоторые из этих предметов.
Серебряные и позолоченные чаши.
Бронзовая чашка
Серебряный с позолотой сосуд, украшенный изображением танцующей лошади.
Золотые шагающие драконы.
Ритон (воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного) из агата, украшенный золотыми вставками.
Позолоченные блюда с изображением животных.
Музей Сианя.
Музей Сианя располагается в очень красивом белоснежном специально для него построенном в 2007 году здании, окруженном великолепным парком, в котором, кроме музея, находятся еще остатки древнего монастыря Цзяньфу и Малая пагода диких гусей.
Архитектура здания напоминает ворота и башни древних китайских крепостей. Внутри центральной части очень много света благодаря «стакану» из стекла под куполом и огромным стеклянным дверям. Потолок сделан в виде лотоса. Очень эффектная конструкция.
Прежде, чем отправиться в музей, мы решили погулять по парку. Он занимает большую территорию, разбитую на части водными каналами, прудами и мостиками.
По берегам прудов построены беседки в форме пагод, а в воде плавают золотые рыбки, да не простые, а какие-то особенные: вокруг круглого камня они плавали по кругу. Райское место.
Ворота, ведущие в следующий дворик, — типичный элемент буддистского храма.
Софора японская, или по-другому Китайское ученое дерево, можно часто встретить в монастырях, видимо, потому, что оно обладает рядом целебных качеств и является одним из 50 главных растений, используемых в народной медицине, которую буддистские монахи практиковали.
Этой софоре 1300 лет. Деревьев такого возраста в парке несколько и каждое имеет свой индивидуальный номер и имя, огорожено забором, подпирается столбиком и находится под наблюдением специалистов.
Как гласит надпись на табличке, оно называется «дерево дракона», потому что софора наклонилась на юго-восток почти до горизонтального положения и напоминает летящего дракона.
Время от времени по территории парка плыл красивый низкий колокольный звон. За удовольствие ударить по колоколу нужно было заплатить, что совсем не по-монастырски, а по-современному.
Экспозиция музея Сианя — это артефакты, обнаруженные в раскопках на территории города, и в этом смысле она похожа на то, что можно увидеть в музее провинции Шэнси. Но все-таки предметы разные, и мы не пожалели, что посетили оба музея.
Терракотовых статуэток в музее очень много. По размеру они небольшие, 15–20 сантиметров. Вот, например, брат или сестра, купающие маленького ребенка.
Эти женские фигурки дают нам представление о том, что одевали, какие прически сооружали на головах женщин три тысячи лет назад. Судя по длине рукавов и фасону платьев, это не представительницы рабочих профессий.
Очень много статуэток животных, главным образом лошадей и верблюдов, видно, как и чем их навьючивали.
Глиняные крылатые чудовища, по всей вероятности, помещались в гробницы усопших, чтобы отгонять злых духов.
А это уже буддистские фигурки демонов охранников.
И то, что для сианьцев было обычной картинкой — торговые караваны. Двое наездников как будто остановились на несколько минут, чтобы приветствовать друг друга, или обменяться новостями. Подобие седла уже было, а вот стремян еще нет.
Бронзовой посуды сохранялось очень много. Ее часто находят в могильниках и некоторые образцы удивляют своим изяществом.
Бронзовый котел со сложным геометрическим рисунком для приготовления церемониальной еды.
Второе тысячелетие до нашей эры.
Бронзовые сосуды разного предназначения с замысловатым рисунком. Все они из одного исторического периода — первое, второе тысячелетие до нашей эры.
Бронзовые колокола того же периода.
Изделий из золота в музее Сианя немного. Вот, например, золотое украшение в форме тигра, изготовленное в V веке до нашей эры.
Золотые кружкИ и целый золотой слиток, который, скорее всего, использовался как расчетное средство в торговле.
С древности китайцы считали, что нефрит долговечен, защищает от злых духов, болезней, является символом богатства, здоровья, долголетия. И людей с искусными руками и богатым воображением, судя по тому, что нам от них досталось, хватало. Вот образцы их искусства, относящиеся к периоду от III века до нашей эры до XIII века нашей эры. Голова дракона, VII век н. э.
Украшения из нефрита, 2 тысячелетие до н. э. Набор нефритовых подвесок. XIII век до н. э. Украшения и фигурки гусей из нефрита. 2 тысячелетие до н. э.
Современный Сиань — процветающий мегаполис. Это сразу понимаешь, оказавшись и в его центре, и на окраинах. Кстати, сианьцы, в отличие, например, от москвичей, предпочитают жить не в границах старого города, а за его пределами. Говорят, там и дышится лучше, и городская инфраструктура более развита.
В Сиане базируются современные отрасли промышленности и научный потенциал страны. Это обеспечивает городу процветание.
Масштабная реконструкция Сианя началась в конце 80-х годов и в результате нее исчезли почти все остатки древнего и старого города. В нашей группе были специалисты по градостроительству и, по их мнению, городские власти недостаточно работали над сохранением исторического наследия, так что оригинальный облик города полностью утерян.
Внутри городской стены XVI века запрещена высотная застройка, чтобы не уродовать ее вид; возведенные здания сплошь современные.
Справедливости ради, нужно сказать, что первым этажам часто придаются очертания традиционной китайской архитектуры, они как бы встроены в современные постройки и выглядит это, на мой взгляд, органично.
Современных зданий с элементами традиционной китайской архитектуры много, главным образом за счет стилизованных крыш и входов.
Ну, а за пределами стены этажи никто не ограничивает, снизу бывает затруднительно посчитать, сколько же их.
И еще одна вещь бросается в глаза: невероятная чистота повсюду. Уборщики буквально гоняются за каждой случайной бумажкой, вылетевшей из чьих-то рук. Сами граждане невероятно дисциплинированы и умышленно ничего нигде не бросают.
Еще бОльшее восхищение все это вызывает тогда, когда есть с чем сравнить. В музее Сианя во время нашего посещения экспонировалась выставка фотографий итальянского китаиста, журналиста и фотографа Адриано Мадаро, умершего в декабре 2023 года. Выставка была организована в память о человеке, который посетил Китай 217 (!) раз, и оставил нам фотографии Сианя, сделанные между 1979 и 1983 годами. Своими работами он как бы опять связал вместе два конца Великого шелкового пути: Китай и Рим. Прошло всего 40 лет с тех пор, как были сделаны эти фотографии, а кажется, что вечность.
В Сиань едут посмотреть на терракотовых воинов. Это главная достопримечательность города, хотя находится она, строго говоря, в его окрестностях. Поскольку это очень большая тема, ей будет посвящен следующий отдельный рассказ.