Великий шелковый путь: путешествие по Северо-Западу Китая. Часть 2. Тяньшуй и гроты Мэйцзишань

tourister.ru 2 дней назад 5
Preview

Тяньшуй — город в провинции Ганьсу. Не столичный, провинциальный, но в нем проживает более 3 миллионов человек. Я была поражена числом городов-миллионников в Китае. В России до недавнего времени таких значилось 12, сообщают, что стало 16, видимо, зависит от того, как считать, в США — 9, а в Китае немногим менее 200.

Тяньшуй выглядит вполне респектабельно. Мы приехали в него из Сианя по железной дороге и оказались на прекрасном современном железнодорожном вокзале. Здесь я отклонюсь ненадолго от темы о том, зачем мы вообще поехали в Тяньшуй, чтобы поговорить о железных дорогах в Китае.

В один из вечеров член нашей группы, профессор университета в Беркли и специалист по истории Китая Джозеф Эшрик, сделал нам не очень длинную, но очень впечатляющую презентацию о достижениях Китая. Вот один из его слайдов:

Слева — карта Китая с изображенными на ней скоростными железными дорогами в 2008 году, справа — в 2020. Синим прочерчены магистрали, по которым поезда передвигаются со скоростью свыше 300 км в час, зеленым — со скоростью от 200 до 299 км, оранжевым — модернизированные старые линии, которые используются для скоростного движения. Поезд из Сианя в Тяньшуй развивал скорость до 345 км в час.

В Китае больше высокоскоростных поездов, чем во всех остальных странах мира вместе взятых. Замечательный пример для страны с территорией, как наша.

Я еще вернусь к теме скоростных железных дорог в рассказе о Турпане. А теперь обратно в Тяньшуй.

В самом Тяньшуе нет достопримечательностей, туристы едут туда исключительно ради посещения гротов Майцзишань. Гроты находятся на расстоянии 45 км от города (около часа езды на автобусе) в очень живописной горной местности. Гора Майцзи, которую облюбовали монахи, стоит на пересечении двух горных систем: Циляньшань и Циньлин, которые отделяют север Китая от его юга. Сразу за горами Циньлин климат и пейзаж резко меняются и зеленое море лесов сменяется пустыней.

Тяньшуй был первой большой остановкой на шелковом пути от Сианя до Ланьчжоу. По нему шли не только торговые караваны, но и все, кто передвигался на огромных пространствах между Китаем, Индией и Средней Азией: и воины, и путешественники, и искатели лучшей жизни, и странствующие монахи. Были среди них и буддисты, которые где-то в первом веке до нашей эры добрались до Китая из Индии и принесли сюда свое религиозное учение. Обмен идеями — один из величайших вкладов шелкового пути в развитие мировой цивилизации. Однако прошло несколько столетий прежде, чем в конце IV века буддизм стал частью китайской национальной культуры.

Строительство гротов в горе Майцзи относят к позднему периоду династии Цинь между 384–417 годами нашей эры. Место выбрано идеально: утопающие в зелени горы, реки и водопады, всего в трех километрах южнее шелкового пути.

Гора Майцзи состоит из мягкого красного песчаника, который легко выдалбливать. Гроты начинаются на высоте 80 метров, попробуй до них дотянуться! Замечательное место для уединенной молитвы, медитации и организации жилья, где можно было укрыться в случае всяких непредвиденных обстоятельств. Они случались многократно в истории гротов Майцзишань.

В 1940 году, через 170 лет после того, как Майцзишань в последний раз был упомянут в каких-то письменных источниках, некто Фенг Гуоруи (Feng Guorui), уроженец Тяньшуя, разбирая архивные документы, наткнулся на старинные бумаги, имевшие отношение к гротам. Таких документов оказалось много и Фенг заинтересовался этим местом. К 1941 году он собрал группу исследователей-энтузиастов, которые залезли на гору. Сделать это было непросто, т. к. к этому времени все лестницы и настилы сгнили и обвалились. Фенг и товарищи напечатали отчет о том, что открыли, но реально дорогу к этим гротам протоптали только после войны и образования КНР.

Вот как выглядели гроты и монастырь на фотографиях, снятых в 1956 году японским путешественником-исследователем Йокосуке Натори.

Натори сфотографировал все буддистские статуи, до которых смог добраться, и эти фото стали бесценным материалом в ходе реставрационных работ, которые начались в 1952–53 годах. В годы культурной революции, естественно, интерес к восстановлению гротов пропал, но, к счастью, они находились в такой тьму таракани, что до них не добрались и не разрушили, а просто опять забросили. В 2014 году ЮНЕСКО включила гроты в список Всемирного наследия и восстановительные работы возобновились.

Так выглядит площадь перед входом в музей сегодня.

Сюда туристов подвозят на специальных автомобилях с автобусной стоянки. Можно пройти и пешком около полутора километров, но все время в гору. Обветшавшие и разрушившиеся деревянные ступени и настилы были заменены на бетонные с металлическими перилами. По ним начинается восхождение вдоль отвесной скалы. Общая протяженность лестниц и переходов составляет 1300 метров и только по ним можно перемещаться от одного грота к другому.

В отдельные дни гроты посещают до 30 тысяч туристов, главным образом китайских, и полицейские тщательно следят за тем, чтобы не создавались заторы на узких лестницах и площадках. В некоторые проходы с трудом протискиваешься, а ступени очень крутые.

Для туристов открыты не все гроты, а из открытых значительная часть защищена от них металлической сеткой.

Наиболее ценные, т. е. те, где самая ранняя и хорошо сохранившаяся скульптура, или роспись стен и потолков, закрыты. Но поскольку научный руководитель нашей группы знакома с директором института, занимающегося изучением и реставрацией гротов, некоторые из них нам показали. В Китае, наверное, больше, чем где-либо в других странах, важно с кем ты знаком.

Весь ансамбль гротов Майцзишаня с висящими над пропастью рядами лестниц в окружении великолепных пейзажей выглядит очень впечатляюще, и уже одной этой картинки было бы достаточно, чтобы приехать сюда. Но самое ценное, что есть в гротах — это скульптура, потому что, во-первых, она разнообразна, а во-вторых, она создавалась на протяжении почти 16 веков и позволяет проследить, как менялся стиль и формы буддийского искусства в Китае на протяжении столетий.

Все скульптуры в гротах буддийские, но выполнены они в совершенно разной технике. Песчаник, из которого состоит гора, — слишком мягкий материал, поэтому древние китайские мастера больше использовали глину и алебастр, хотя некоторые скульптуры выполнены целиком из камня, причем не местного, привезенного издалека.

Самые ранние скульптуры сочетают в себе элементы индийского, среднеазиатского и китайского стилей. Узкие, эфемерные, неземные фигуры с умиротворенным выражением лица ученые относят к периоду династии Северная Вэй — первая половина VI века. Обращает на себя внимание техника изображения складок одежды: они волнами ниспадают вниз, закрывая ноги Будды и бодхисаттв. В гротах эта троица, как правило, изображается вместе. Ботхисаттвы — это буддистские божества, которые уже достигли высшей стадии просветления, но решили пока не отправляться в рай ради помощи тем, кто страдает на земле, чтобы указать им путь к спасению.

В период Западной Вэй — середина VI века — этот стиль изображения лиц и одежды еще сохраняется. Новый, более выраженный китайский стиль появляется во второй половине VI века, в период династии Северная Чжоу, когда Будды становятся более пухлыми и круглыми.

В период Северной Чжоу были созданы и 6 рядов одинаковых голов будд, длиной в 37 метров. Всего их там 297.

В период династий Суй и Тан (конец VI — начало Х веков) строительство гротов в Майцзишане и украшение их скульптурой и живописью достигло еще больших высот. Облик созданных в эти века Будд и бодхисаттв изменился: они излучают достоинство и удовлетворение достигнутым духовным просветлением.

Где-то с этот период появились и центральные фигуры всего комплекса — 16-метровый сидящий Будда и 13-метровые бодхисаттвы с выражением глубокого блаженства на лицах, которые как бы прилеплены к горе. Их видно издалека и за них сразу цепляется взгляд. Кажется, что они вырублены из горы, но это не так.

Торчащие из скалы деревянные брусья подсказывают, что барельефы «навешаны» на них, как на подпорки. Для создания грубой формы использовалась земля, смешанная с соломой, коноплей, шелухой от пшеницы и камышами, на нее накладывался толстый слой глины, которой придавалась желаемая форма. Она шлифовалась, а затем скульптура раскрашивалась яркими красками.

На следующем этаже находится павильон «семи Будд», состоящий из семи ниш, в каждой из которых сидит по Будде в окружении ботхисаттв. Будды сидят в полной позе лотоса, а ботхисаттвы иногда совсем не похожи на китайцев, а напоминают индусов. Считается, что эти скульптуры являются примером эклектического смешения стилей нескольких эпох.

На примере этих скульптур отлично видно, как их изготавливали. Некоторые из них сделаны полностью из глины, но большая часть имеет деревянные скелеты, на который налеплена глина, которая подверглась потом шлифовке и окраске.

Надо подняться еще на один уровень, чтобы увидеть еще один грот с Буддой, ботхисаттвами и учениками.

По бокам серии ниш стоят фигуры воинов в устрашающими выражениями лиц, которые охраняют гроты и Будд.

Ранняя живопись гротов почти не сохранилась. Поверх нее неоднократно наносились новые слои и то, что дошло до наших дней, относится к периоду династии Мин, т. е. к XIV–XVII векам. Но и этого немало, чтобы получить представление о том, какими были религиозные ритуалы и одежда тех времен, какого цвета краски использовали, какие орнаменты и сюжеты преобладали в живописи.

Еще пару слов хочется сказать о туристах, посещающих гроты Тайцзишаня. Главным образом это китайцы. Судя по всему, такие поездки для них — радостное событие, они принаряживаются, берут с собой детишек, которые терпеливо и безропотно карабкаются по высоким ступеням.

Ближе к вечеру пошел дождик, музей закрывался, и охранники согнали нас в числе последних посетителей по опустевшим ступеням вниз.

Из Майцзишаня Великий шелковый путь повел нас в Ланьчжоу. Туда мы полтора часа добирались поездом. О Ланьчжоу будет мой следующий рассказ.

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'