Выставка «Путешествие в пространстве и времени. Центрально-Азиатская экспедиция Н. К. Рериха» в Казани.
Эта выставка явилась успешным совместным проектом ГМИИ РТ и Международного Центра Рерихов (г. Москва), приуроченным к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха и 100-летию его знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции.
Нечасто мы можем увидеть походные вещи, тем более аристократов по духу. В Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ) это было представлено. Спасибо организаторам. Только душно было в залах, «Хазинэ» необходимо продумать этот момент и какой-то кондиционер был бы кстати.
Выставка понравилась экспозицией личных вещей Н. К. Рериха. Всегда интересно, как на творчество гениального человека влияла одежда, предметы, которыми он пользовался. Это своего рода проникновение в личные покои человека. Нам всем хочется узнать больше, что там — за ширмой.
Удивительны предметы, «прошедшие» с Рерихами весь путь экспедиции: походные чемоданы, медицинская аптечка, пластинки с любимой музыкой, походная утварь и предметы походного гардероба.
А ещё можно было познакомиться с маршрутом Центрально-Азиатской экспедиции:
Центрально-Азиатская экспедиция Николая Константиновича Рериха (1924–1928) была удивительной и непростой по маршруту. Выйдя в 1924 году из Индии, экспедиционный караван пересек Гималаи, прошел через Китай, Россию, Монголию, Тибет и в конце 1928 года вернулся в Индию, очертив своим маршрутом малоисследованные и труднопроходимые районы Внутренней Азии. Протяженность маршрута Центрально-Азиатской экспедиции составила 25 тысяч километров.
В состав экспедиции входили Николай Константинович, его жена Елена Ивановна и старший сын, ученый-востоковед Юрий Николаевич. Он проходил через горные перевалы, безводные пустыни и бескрайние степи. Обледенелые склоны и глубокие расселины на пути, палящий зной и жестокий мороз, природные стихии и человеческая враж-дебность — никакие трудности не сломили силу духа путешественников.
Экспозиция этой юбилейной выставки, посвященной Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха, представлена в двух залах Галереи «Хазинэ». Об основных событиях экспедиции помогают узнать фотографии, сделанные Рерихами на маршруте, а также архивные материалы, такие как экспедиционные паспорта, письма и другие документы. Посетителей заинтересуют буддийские тханки (иконы на ткани), тибетские маски, красочные образцы восточных тканей.
На выставке можно было увидеть некоторые картины Н. К. Рериха, созданные на маршруте экспедиции, такие, как «Звезда Матери Мира» (1924), «Конфуций Справедливый» (1925).
Экспозиция второго зала посвящена жизни Рерихов в гималайской долине Кулу в Индии и Институту гималайских исследований «Урусвати», созданному Рерихами с целью изучения богатейших коллекций, собранных на маршруте экспедиции.
Вклад Рериха в развитие мировой культуры необъятен: в течение жизни им было написано более 7000 картин, около тридцати томов литературных трудов.
В зале — картины Н. К. Рериха, посвященные жене и старшему сыну: «Выше, чем вершины» (1924) и «Гессер-хан» (1941). Здесь представлены несколько выпусков журнала «Урусвати», книги, изданные на основе дневниковых записей участников экспедиции, тибетский манускрипт, произведения тибетской и индийской бронзовой пластики.
Николай Константинович Рерих всем сердцем полюбил Индию. Он глубоко изучил ее уникальную культуру и философию, восхищался шедеврами ее искусства и красотой первозданной природы. «Вы знаете, что для меня Гималаи являются вершиною мира: не только по высоте, ко и по всем благостным многозначительным традициям», — писал художник. Индийские искусствоведы говорили, что именно русскому художнику Рериху впервые в мировом искусстве удалось по-настоящему показать изумительный горный мир Гималаев. Вместе с тем Николай Константинович всегда оставался патриотом, горячо любящим Родину.
Рерихи осуществили вековую мечту исследователей Азии. Они пересекли Тибет по кратчайшему пути с севера, со стороны Сибири и Монголии, на юг, к Гималаям. Ими впервые были занесены на карту многие вершины и перевалы. Был собран огромный научный материал, археологические, этнографи-ческие, геологические, художественные коллекции. На маршруте экспедиции Н. К. Рерихом было создано более 500 картин, рисунков, этюдов — ни одна экспедиция не была отражена в прекрасных живописных полотнах так, как Центрально-Азиатская. Во время путешествия Н. К. Рерих создал серии полотен: «Его страна», «Знамена Востока», «Святыни и твердыни», «Майтрейя». На картинах, созданных на маршруте экспедиции, возникал таинственный, мало знакомый Европе мир Востока.
Картина: «Превыше гор» из серии «Его страна». 1924 г. Холст. Темпера.
Над вершинами самых высоких гор планеты в пространстве легких облаков парит фигура в восточном одеянии. Она поднялась максимально высоко, устремляясь от мира плотной материи в мир духа. В картине передана не только внешияя динамика полета, но и внутренняя — движение сознания, работа духа, идущего по пути совершенствования, его устремление к самому тонкому, самому высшему.
Николай Константинович, человек, обладавший редчайшим даром синтеза, в своем творчестве создал образ той действительной Азии, которую он увидел зорким взглядом ученого и провидческим воображением художника. В экспедиции был собран уникальный научный материал, Н.К. и Ю. Н. Рерихами изданы дневники путешествия.
Николая Константиновича давно интересовала проблема великого переселения народов. Любуясь тонкой резьбой и красочной росписью индийских храмов, сравнивая их с древними храмами России, Н. К. Рерих утверждался в своем давнем предположении о едином источнике русской и индийской культур. Петроглифы, древние погребения, загадочные каменные сооружения таинственным образом соединяли Восток, Европу и Америку.
Изучая самобытные культуры разных народов, Н. К. Рерих искал то, что их объединяет, а не разъединяет. Он стремится доказать, что у разных народов сходства больше, чем различий. Николай Константинович изучал прошлое ради будущего. Если когда-то человечество было едино, значит, это единство возможно и в будущем. И каждая культура принесет в общую сокровищницу свои неповторимые дары.
В названии картины «Конфуций Справедливый» Н. К. Рерих отразил одну из пяти добродетелей, которыми, по учению Конфуция, должен обладать совершенный муж, а именно, справедливость. Н. К. Рерих писал: «История не забыла рассказать нам, что даже Конфуций, великий своим миролюбием и справедливостью, был настолько преследуем современни-ками своими, что даже должен был держать наготове заряженную колесницу и большинство жизни провел в вынужденных переездах. Но история отбросила в бездну имена этих невежд преследователей. А Конфуций не только остался в памяти, не только прожил через тысячелетия, но имя его еще более укрепляется и в теперешнем современном сознании».
На картине Конфуций — «путник в изгнании» едет на своей колеснице среди гор. Их вершины возвышаются над морем облаков, устремляясь ввысь. Их склоны написаны в благородной темно-бордовой цветовой гамме. Молочно-белые облака окутывают их, разделяя композицию произведения на два уровня — земной и небесный, что подчеркивает идек служения земле и небу.
На живописных полотнах Мастера оживают древние восточные легенды, образы Великих Мудрецов и духовных наставников человечества, они воплощали его идеи о значении для эволюции человечества заповедной Шамбалы, сокрытой в священных Гималаях.
Выдающиеся индийские учёные, художники, писатели, политические и общественные деятели, такие как Махатма Ганди, Рабиндранат Тагор и другие сотрудничали с Николаем Рерихом. Именно в Кулу, в имении Н. К. Рериха, в 1942 году состоялись встречи художника с двумя будущими руководителями Индии — Дж. Неру и его дочерью Индирой. В их долгих беседах о создании Индо-русской культурной ассоциации, о послевоенном устройстве мира, о тесном сотрудничестве России и Индии закладывались основы будущих крепких связей между двумя странами.
Вскоре они проявились в сфере дипломатии, политики, экономики и культуры. Рерих писал: «Трогатель, но наблюдать интерес Индии ко всему русскому. В нем не только доверие к русской мощи, но и нечто родственное… Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает»
На живописных полотнах Мастера оживали древние восточные легенды, образы Великих Мудрецов и духовных наставников человечества, воплощались его идеи о значении для эволюции человечества заповедной Шамбалы, сокрытой в священных Гималаях. Он высоко ценил, что именно в Индии, в отличие от других стран, бережно сохранялась ее вековая культурная традиция, глубоко почитается понятие Учителя. Художник говорил о душевной утонченности индийцев и духовной близости двух наших стран.
В течение 20 лет Николаем Константиновичем устанавливались теснейшие связи между Россией и Индией — духовные, научные, творческие, сердечные. Они стали основой прочного культурного моста крепкой дружбы между нашими странами. Именно Индия, где почитается духовное Знание и Учительство, первой смогла оценить масштаб его личности как Махариши, Великого Мудреца. На склоне горы чуть ниже дома Рерихов, на просторной зеленой площадке с прекрасным видом на долину Кулу и величественные Гималаи стоит большой камень серого гранита с выбитой на нем надписью под знаком Знамени Мира:
Картина «Йенно Гуйо Дья — друг путников» создана Н. К. Рерихом в Кашмире. Йенно Гуйо Дья (7–8 вв.)
— духовный подвижник, основатель братства горных отшельников ямабуси (япон. «ночующие вгорах», «горные мудрецы»). Это братство было прославлено своими духовными подвигами, а его основателя по праву можно считать творцом самосознания народа Японии. По преданию, до отшельничества, в миру, он был принцем Умаядо (574–622), посмертное имя которого Сетоку Тайси («Святые добродетели»). Он известен как великий реформатор и государственный деятель, укрепивший положение своей страны и установивший паритет с более могущественными державами Кореей и Китаем. Современное название Японии — «Страна восходящего солнца» — тоже приписывается принцу Сетоку. В 18-летнем возрасте он начал преобразование Японии, в основу которого было положено Учение Будды. В страну были приглашены буддийские учителя из Кореи и Китая, священные книги переводились на японский язык, строились буддийские храмы и монастыри. Принц сам создал комментарии на одну из сутр. Его знаменитый «Закон из 17 статей» заложил в японском обществе основы буддийской, конфуцианской и даосской этики, стал краеугольным камнем культурной и духовной жизни Японии. Сетоку Тайси мудро сочетал новую религию и лучшие традиции древних верований, ему принадлежит высказывание: «Буддизм — ветви на дереве синто, а конфуцианство — листва на этих ветвях».
С благодарностью хранителям наследия Рериха, организаторам выставки за их следование заветам просветительства, заданному всей семьёй Рерихов!
Благодарю за внимание.
Татьяна Уайт.