В этом году, после палящего летнего зноя, мне вновь захотелось как можно раньше оказаться в осеннем очаровании. Сейчас, когда я пишу эти строки, за окном уже вовсю шагает ноябрь, последний календарный месяц осени, но в южном регионе осень нынче запаздывает. Конечно же, в момент бронирования тура зимой я никак не могла предвидеть такого поворота событий, но выбранная локация — Хибины и даты-первая неделя октября оказались тем чудодейственным лекарством, которое обычно прописывает глубоко больному опытный доктор. Не поскупившаяся на разнообразие осенняя палитра Кольского полуострова очаровала меня в прошлое посещение. С тех пор душа вновь и вновь требовала продолжения банкета нового допинга, вобравшего бы в себя удивительный северный колорит, существующий на грани суровой и в то же время нежнейшей природы.
Подобрав тур на нужные мне даты, я решила, что неплохо бы осмотреть и города Хибин — Кировск и Апатиты. Тур начинался 1 сентября, т. е. в воскресенье, а многие музеи в выходные дни, как оказалось не работали, что удивило. Зимний аттракцион «Снежная деревня», полностью сделанная из снега и льда и вошедшая в Книгу рекордов России как самое большое закрытое цельное сооружение из снега площадью 2014 кв. метров, тоже мимо.
Все это и скорректировало мои действия — оставила один Кировск, небольшой заполярный городок в центре Кольского полуострова, известный самым большим в мире месторождением апатита, а также своей потрясающей природой.
С учетом прилета из Петербурга
в 13 часов 31 августа и встречи с группой на следующий день в районе 15 часов у меня на изучение города были сутки.
Полет компанией Россия длился чуть меньше двух часов. Аэропорт Апатиты маленький, поэтому прилетевшие ножками проследовали в открытые ворота. Крошечное, совершенно не оборудованное помещение для получения багажа вызвало удивление, а когда все чемоданы-сумки работники аэропорта притащили в тележках и стали их разгружать вручную — удивление зашкалило. Но не следует делать поспешных выводов — здание аэропорта в стадии масштабного ремонта.
Всех пассажиров расхватали такси и встречающие, и лишь небольшая часть разместилась в рейсовом автобусе, который и подруливает в аэропорт аккурат к прилетавшему самолету, мило так.
До Кировска ехать минут 50, но сначала отличная трасса до Апатит, автобусная экскурсия через город и только потом уже Кировск. Дорога дальняя и сидящая рядом со мной местная женщина, глядя на мелькавшие за окном пейзажи, посетовала:
-Рябины как много в лесу, будет холодная зима.
Поделилась, что лето у них за Полярным кругом было очень жарким и что зря она, как обычно, ездила к морю, можно было смело греться и дома.
Рассматривая на мобильнике карту и прослеживая маршрут от остановки до отеля, я вышла у местной достопримечательности — музейно-выставочного центра «Апатит».
Вот тут мрачное, серое и пасмурное северное небо решило излить на меня свою грусть сначала в виде противной мороси, а затем осмелев и в виде дождика. Я, тем временем, без проблем скатив чемодан с горки, т. е. спустившись по проспекту Ленина, переходящему в улицу Кондрикова вниз, до пересечения ее с улицей Шилейко, остановилась в задумчивости — это не город, это сплошные горы! Чемодан упирался, почему-то стал безумно тяжелым, да к тому же новый чехол, оказавшийся больше означенного размера, все время цеплялся за колесики.
Так дело не пойдет: прямо на тротуаре я завалила чемодан на бок и сняв чехол, уже более свободно направилась вниз, к отелю Sokroma Гиперборея.
Весьма странно, но куда-то подевались снимки и этого шикарного отеля, его интерьеры и внутренности моей комнаты в другом, расположенном практически рядом, это если идти без чемодана. А здесь девушка на рецепшн снабдила меня ценными указаниями, как действовать, чтобы дойти и потом попасть не только в сам отель, но еще и в номер, снабдив кодом. Цены на отели в Кировске слегка кусались, поэтому, когда нашелся вполне себе бюджетный — Пик, я его и выбрала. Идти до него близко, но пути три: назад и по тротуару вверх, затем налево и по гравийке; по железной крутой лестнице налево за зданием и затем все равно чуть по тротуару вверх, налево и по гравийке; либо сразу за зданием направо и по гравийному склону, таща чемодан, как получится. Я выбрала первый вариант.
Я позже еще пару раз пользовалась услугами этого кафе, недалеко по этой же улице Пятерочка, а напротив Семейный Магнит.
Итак, первые впечатления о Кировске, городе, расположенном у подножия Хибинских гор. То, что, это город, расположенный на разных уровнях и что, гуляя по его улицам придется преодолевать спуски-подъемы вы уже поняли.
Для меня это была своего рода разминка перед туром по горам Хибин. По всему городу наравне с асфальтированными тротуарами обустроены и лесенки,
а кому и этого мало, тот протаптывает себе короткий путь, которым впоследствии пользуются и другие. Я, немного освоившись, не была исключением.
Что еще заметно отличает Кировск от других городов, даже если они и расположены на холмах? Пустые пространства между домами, своего рода пустыри и отсутствие цветников или хоть мало- мальски оборудованных входов в подъезды домов. Такое впечатление, что жилые коробки домов просто расставили и велели людям, не заморачиваясь на ландшафтную ерунду, просто жить.
А если не хватает красок у своего дома, пожалуйста, отправляйтесь гулять по городу. А там цветов море и все это разноцветное великолепие радостно подставляет свои лепестки скупому северному солнышку.
Кстати, дождь на тот момент перестал, а небо покуражившись и попугав меня своей серостью, ближе к закату расщедрилось на краски. Благо закат здесь позднее, чем на юге, где-то часов в восемь.
В самый основной спальный район с серыми высотками я не ходила, да и к чему, а вот центральную часть прошла практически всю и порадовало, что многие жилые дома оштукатурены, что подразумевает периодические ремонты и покраску.
А этот процесс как раз запущен, и глаз радовали разноцветные, только что прошедшие побелку яркие домики. Другие терпеливо ожидали своей очереди,
а третьи уже были замурованы в «леса».
Прошлась немного по главной улице Кировска-проспекту Ленина, хотелось поближе посмотреть на монументальные здания, увиденные ранее из окна автобуса. Естественно, на проспекте имеется и памятник Ленину установленный в сквере имени Ленина, рядом здания администрации и городского суда.
Долгое время, вплоть до начала 20 века населением Кольского полуострова были кочевые племена саамов, основным занятием которых была охота и оленеводство. Прежде пустынная долина на месте города назвалась Умптэк, что в переводе на русский звучит как «место, куда олени приходят в последний путь». Не вдохновляет, а скорее настораживает. Но существует и другое прочтение «хибен» и оно означает «плоскогорье». Вот это уже ближе к теме.
Осенью 1920 года небольшой отряд из девяти человек под руководством академика Александра Евгеньевича Ферсмана отправляется изучать Хибинские тундры. Здесь экспедиция открыла богатейшие залежи апатита, равных которым в то время не было во всём мире.
В 1929-м году в горном массиве Хибины началась разработка богатых залежей апатитонефелиновых руд, что послужило началом развития индустриального горного промысла и созданием горнохимического комбината «Апатит». Одновременно возводится и рабочий поселок Хибиногорск, на строительную площадку которого стали прибывать эшелоны спецпереселенцев, состоящих из ученых, всевозможных специалистов и рабочую силу, в основном раскулаченных крестьян. Жить им первое время пришлось в продуваемых всеми ветрами палатках и землянках, потом в деревянных бараках.
13 ноября 1929 года создается трест «Апатит», директором которого был назначен Василий Кондриков, по улице названной его именем я шла к отелю. Несмотря на достижения в 1937 году молодого и энергичного Кондрикова, много сделавшего для благоустройства города, расстреляли.
А в начале 1930-х годов начинается бурное строительства города Хибиногорска, занимавшего в то время второе место по количеству жителей после Мурманска.
На некогда пустынной северной земле кроме жилых домов возводились поликлиники, школы, детские сады, учреждения культуры. Строились они в стиле конструктивизма, особенностями которого являются строгость и лаконичность форм, функциональность.
Пример такой архитектуры — Центральная городская библиотека им. А. М. Горького. В здании находится и Хибинский литературный музей имени писателя Венедикта Ерофеева, который 17 лет жил и учился в Кировске.
В 1931 году рабочий поселок получил статус города и название Хибиногорск. В середине 1930-х годов строгие формы стиля конструктивизма сменились на пышный «сталинский неоклассицизм» и архитекторы с радостью обращались к традициям античности и ренессанса.
Поэтому в 1934-м году здание Управления треста «Апатит» построено в соответствии с новыми требованиями архитектуры. В настоящее время в нем находится администрация Кировска.
Освоение Хибин в те годы имело не только народнохозяйственное, но и политическое значение и Киров уделял большое внимание развитию Хибинского горнопромышленного комплекса.
В служебном кабинете Сергея Мироновичав Ленинграде висела панорама Хибинских гор и позднее он возглавил работу по освоению апатитовых месторождений. Киров дважды приезжал в Хибины, пристально следил за ходом строительства, оказывал ему всяческую помощь, уделял большое внимание и объектам культурного назначения. Город Хибиногорск был построен в самые кротчайшие сроки, всего за четыре года.
В декабре 1934 году после убийства Сергея Мироновича Кирова (Кострикова) по просьбе и ходатайству всех жителей город Хибиногорск переименовали в его честь, в город Кировск.
Центральная площадь Кировска с роскошными осенними цветущими клумбами
и более скромными насаждениями
окружена зданиями в стиле сталинского ампира, справа-это гостиница Северная, слева —Центр развития туризма, открытый в 2017 году.
Многообразие декоративных элементов: колонны, лепнина, балконы и изящество форм гораздо красивее, чем чопорный и сухой конструктивизм. Вот и шестиэтажное здание общежития Горного техникума также необычно и интересно оформлено.
Выделяется из общей архитектурной концепции центра города спортивно-оздоровительный центр Апатит-Арена, открытый в канун Дня горняка и 90-летия комбината «Апатит» в августе 2019-го года.
Город за полярным кругом украшают рябины, высаженные жителями как отдельными деревцами, так и целыми аллеями. Помню, как их огромное количество удивило меня в Мурманске.
От центральной площади вверх по склону бесконечными лесенками увлекает за собой Курортный бульвар,
обновленное пространство для отдыха всех желающих. В этот пасмурный вечер компанию мне составляли редкие посетители.
Привлекла надпись: «На Севере жить!» — этакий призыв к действию, девиз, который я потом еще много где встречала.
Население современного Кировска чуть больше 26 тысяч человек. Я уверена, что они считают свой город если не городом Солнца, каким его планировали создать архитекторы, но: Островком веры в способность человека выживать, укрытым от повседневной суеты безлесыми спинами Хибин.
Не знаю почему, но гуляя по городу в тот вечер, на следующий день я с интересом наблюдала за местным населением: молодой семейной парой, гуляющей с ребенком, двумя женщинами, сидящими у Верхнего озера, детьми, играющими в Театральном дворике
и на стадионе,
многими жителями, выгуливающими собак и многими другими.
В своей повседневной жизни они уже, возможно, и не замечали суровую, торжественную красоту, окружающей их маленький город, природы. Но то что они любили его, старались сделать как можно краше, это без сомнений.
И все что в городе делается, все во благо его местных жителей. Даже единственный в городе светофор, расположенный на пересечении проспекта Ленина и улицы Юбилейная, они считает чем-то вроде достопримечательности.
По городу курсирует современный общественный транспорт, о чем свидетельствуют и установленные щиты.
Я не пользовалась им, потому как ту основную часть Кировска, которая интересна туристам, можно обойти пешком. Остановки оформлены, как и во многих больших городах страны: с информационным электрическим табло.
А сколько в городе современных спортивных комплексов.
Есть и спортивная школа олимпийского резерва,
досуговые комплексы,
а между домами обустроены спортивные площадки.
а канатная дорога, которая работает не только в лыжный сезон. Ею я с удовольствием воспользовалась, о чем расскажу отдельно.