На втором этаже бывшей купеческой усадьбы Мараевой Анны Васильевны в Серпухове часто проводятся временные выставки. На этот раз это камерная выставка «Репин и Суриков» и «Творческая сага» о творческих династиях города Серпухова.
Выставка «Репин и Суриков» — очень камерная и занимает два зала знаменитой усадьбы, построенной Романом Ивановичем Клейном (тем самым клейном, который построил ЦУМ, Музей изобразительных искусств в Москве и много чего еще интересного).
Три картины поступили на выставку из Третьяковской галереи и чтобы их посмотреть, нужно пройти череду современного искусства. Поступили они по обмену с Третьяковкой: на выставку «Передвижники» в Москву из Серпухова поехали картины Маковского В.Е.«Молебен на Пасху» и Прянишникова И. «В ожиданиии шафера».
Начать решила с шедевров. Два зала, два художника.
Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске в семье канцелярского служащего.
Семья принадлежала к старинному казачьему роду. Рисовать Василий любил с детства. Рисунки юного Сурикова увидел енисейский губернатор Павел Замятин и по его рекомендации золотопромышленник Петр Кузнецов оплатил обучение талантливого юноши в Академии художеств.
Впоследствии В. И. Суриков написал портре Павла Николаевича Замятина, благодаря которому он стал художником.
Суриков В. И. Портрет губернатора Замятина П.Н. (фото из интернета, портрет хранится в Красноярском краеведческом музее).
В Санкт-Петербруг В.Суриков приехал в 1869 году и был в Академии художеств сначала вольнослушателем, а потом поступил в класс к художнику Павлу Чистякову, который и стал его первым учителем.
После окончания Академии переехал в Москву и там принял участие в росписи храма Христа Спасителя: он исполнил композицию на тему четырех Вселенских Соборов.
Художник известен своими картинами на исторические сюжеты, его, прежде всего, интересовал 17 век.
Дебют его состоялся с картины «Утро стрелецкой казни» (на выставке передвижников в 1881 году) и картина была куплена Павлом Третьяковым. 20 лет Василий Иванович был членом Товарищества передвижных художественных выставок. П.Третьяков написал о художнике, что он проложил «тропу между нынешним днем и трагически-великим прошлым», а Александр Бенуа называл его «русским чародеем».
«Посещение царевной женского монастыря» было написано в 1912 году.
Это полотно стало последним значительным произведением художника.
По свидетельству внучки Сурикова — Натальи Кончаловской, которая позировала для картины, это произведение было написано под впечатлением книги Ивана Забелина «Домашний быт русских цариц». Кстати, ее можно прочитать, она часто переиздается.
Сурикова поразил рассказ о судьбе русских царевен средневековой Руси, которые с рождения были пленницами царских теремов и замуж могли выйти только за равного себе по положению. Дочерям царского рода оставался один путь — в монахини, а богатое приданое жертвовалось церкви.
Темно-красный цвет ковра под ногами царевны указывает на тему жертвенности и добровольного отречения от земной жизни — так толкуют искусствоведы.
Желтый свет свечей и лампады передает унылую атмосферу монастыря, где предстоит провести жизнь, — так считают некоторые исскуствоведы. Мне картина показалась грустной, но не унылой.
Первый вариант этой картины находится в Японии в музее Хокодате в собрании Такаи Кобаяси. Как картина попала в Японию?
В 1931 году представитель Mitsubishi Есикику Табаи приехал в Москву и увидел картину Сурикова В.И., которая ему очень понравилась и ее купил. Проведенное исследование показало, что они немного отличаются: позировали художнику разные девушки и в наряде есть отличия.
Единственную картину Сурикова В.И., привезенную в Серпухов, сопровождает небольшая витрина с историческими экспонатами.
Икона Богоматерь Корсуньская 17 века и крест 18 века.
Во втором зале экспонируются две картины Ильи Ефимовича Репина (1844–1930), с которым «знакома» поближе: читала его книги: «Далекое и близкое», «Свет и тени русской жизни. Заметки художника», побывала в его Пенатах.
Способности Репина. как и Сурикова, проявились рано: уже в 13 лет он работает подмастерьем у иконописца, в 16 — начинает зарабатывать иконописью в артели иконописцев.
Поступлению в Академию художеств ему содействовал меценат Ф. И. Прянишников, который оплатил его обучение (опять схожесть с Суриковым).
Его первая работа «Бурлаки на Волге» стала огромным событием в Петербурге на выставке в 1873 году, потом побывала на Всемирной выставке в Вене, где завоевала бронзовую медаль.
Рупин писал: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафаретов» и у него получилмя собственный путь.
В Серпухов на выставку поступили две картины Репина И.Е., одна из них — «Рождество Христово».
Как написано в Евангелии от Луки, Иосиф и Мария отправляются в Вифлеем на перепись населения, устроенную римским касарем Августом. В Вифлееме младенец появился на свет, и Мария " спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Работы была выполнена в 1890 году в имении Тарталеи Нижегородской губернии, где Репин был в гостях у Званцевых. В то время Репин был увлечен художницей Елизаветой Николаевной Званцевой, которая основала школы рисования в Москве и Петербурге. Более 10 лет их связывала переписка и после выполнения этой работы Репин ей написал: «Ваши деревенские критики, вероятно, правы относительно „Рождества“ моего образа. Да где же так было обработать. Ведь это по-русски сделано — тяп-ляп. А теперь и стыдно. Да что делать! Пуская люди молятся».
На выставке представлена картина, а фактически Репин И.Е. писал икону для церкви в имении Тарталеи.
Кроме «Рождества» художник писал другие образы для православных храмов: икону «Спаса Нерукотворного» для церкви в Абрамцеве, «Христа с чашей» и «Богоматерь с Младенцем» для церкви недалеко от имения Репина Здравнево под Витебском (Витебский областной краеведческий музей).
Вторая картина «Виктор Михайлович Васнецов». 1875 г.
Это эскиз к картине «Садко в подводном царстве». В Третьяковскую галерею эскиз поступил из Государственной Цветковской галереи в 1920-е годы.
Картина " Садко в подводном царстве» была приобретена цесаревичем Александром — будущим императором Александром Третьим в 1876 году. За эту работу художник был удостоен звания академика.
Идея этой картины возникла у Репина И.Е. в Париже (во время пенсионерской поездки). Для образа Садко Репину позировал Виктор Васнецов.
«Садко в подводном царстве» (фото из интернета).
На картине изображен момент, когда Садко из многочисленных девушек Водного царства должен выбрать одну, которая станет его женой.
Кстати, картина эта на Парижском салоне 1876 года успеха не имела, хотя вода в царстве прописана мастерски и потом картина попала в царскую коллекцию. Сам же мастер считал, что картина «не задалась». Вот так бывает (как всегда) : сколько зрителей — столько мнений.
А лет так через 20 Н.Римский-Корсаков написал чудную красочную оперу «Садко».
Двум художникам и трем картинам посвящены два зала, а в череде многочисленных залов музея можно увидеть современное искусство — это живопись и керамика декоративно-прикладное искусство (всего свыше 180 экспонатов).
Выставка называется «Творческая сага2 и посвящена четырем семейным династиям.
Начну с семьи Помеловых: Валентина Гавриловича (1939–1999), живопись, графика, скульптура — в его творческом наследии, он написал много портретов своих современников, а мозаики украшают не только Протвино (есть такой наукоград в Подмосковье), но и другие города.
Помелов В. Г. Миша Кузьмин. 1971 г.
В. Г. Помелов. Наташа. 1973 г. Похоже на авангардные работы Н.Гончаровой.
Несколько залов посвящены этой семье.
Его супруга Инесса Александровна — почетный академик Российской академии художеств и ее керамика из шамота запоминаема. Увидишь раз и уже не забудешь. Это и есть собственный стиль.
Очень своеобразны и необычны.
И.Помелова. Цветаева. 2019.
Федор Помелов (их сын) пробует себя в разных жанрах, но предпочтение отдает пейзажу.
Ф.Помелов. Автопортрет. Холст, масло.2022 г.
Ф.Помелов. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклоке. 2024.
В Каретном сарае экспонируется одна из скульптур с этого храма и показывают фильм об этом архитектурном шедевре. Когда-то она представляла плачевное зрелище (видела ее в этом состоянии). После реставрации выглядит как новенькая.
Ф.Помелов. Старый Серпухов. 2024.
Инесса Помелова. Дорога в гору. 2022.
Следующая династия — Волковы (стальная скульптура, графика и ювелирка).
Николай Зосимович Волков (1906–1963), архитектор, строитель, астроном. В 1943 году проектировал Дворец Советов.
»,,,Достоверно известно, что мой отец Зосим Прокопьевич и мой дед Прокопий Николаевич были кузнецами, надо полагать, что кузнецом был и мой прадед Николай Волков. Вполне возможно, что род Кузнецов Волковых — старинный род начало которого лежит где-то в 16–17 веках, а может быть и раньше…« — из дневника Волкова Николая Зосимовича.
Кузнецы Волковы владели искусством изготовления шкатулок с секретными замками окованных жестью с вырезанным цветным орнаментом. Жесть покрывалась так называемым «морозом» (узор нанесенный особым способом, напоминает изморозь на окне).
На выставке этого нет, но есть своеобразная стальная скульптура.
Волков Андрей Николаевич — сталь и сварка и получился В.Высоцкий.
А это «Дождик» — ювелирная работа. Настоящая ювелирная работа тоже есть на выставке (правда, в эскизах и фотографиях.
Волков А.Н. «Песня». 2023. Сталь и сварка.
Даже работая черным маркером на бумаге, у А. Н. Волкова получаются чудные моменты.
«Таруса. Апрель». Любимая Таруса, которую называют русским Барбизоном и любят все художники, поэты и писатели.
Захотелось показать Одессу. «Одесса, утро. Оперный театр». 2009. Когда-то давно (в советское время) в школьные годы нас за хорошую учебу и активное участие в общественной жизни наградили поездкой в Одессу и мы ходили в этот театр, а на память осталась фотография на фоне этого удивительного театра.
Ювелирными изделиями занимается Волков Иван и фотографии готовых изделий можно увидеть на выставке. Авторские ювелирные изделия.
Это карандашный эскиз. А далее следуют фотографии.
Так выглядит Софи Лорен у Волкова Андрея Николаевича. 2020.
Тимофеевы и Сапуновы — еще две творческие династии.
Валерий Васильевич Тимофеев (родился в 1946 году) закончил графический факультет института имени Герцена в Ленинграде, переехал в Серпухов в 2006 году, его дочери Мария и Татьяна занимаются дизайном.
Среди многочисленных работ выбрала «Медовый аромат» Марии Тимофеевой (фрагмент сделала), недавно написанная работа (2024 год). В осеннюю пору приятно вспомнить лето и цветы.
Надежда Ивановна Сапунова — анималист, а также специалист в области книжной графики. Ее дочь
Елизавета Шведова также проявляет интерес к изображению животных.
Надежда Сапунова. Цветы и зима. Холст, масло. 2019.Вроме бы небрежно, но остановилась и посмотрела.
Еноты — работа тоже Надежды Сапуновой.
Скромные акварельная «Вишенка на торте» и акриловая «Рыбка» это уже работа дочери — Елизаветы Шведовой (Сапуновой).
Люблю в осенний пасмурный день ходить по выставкам и рассматривать чудные картинки. Со временем некоторые современные работы забудутся, а некоторые останутся в памяти.