"Музей боевой и трудовой славы" в Саратове

tourister.ru 2 дней назад 7
Preview

Парк Победы в Саратове производит неизгладимое впечатление. Техника, выставленная под открытым небом в парке- это часть экспозиции Музея боевой и трудовой славы, открытая в 1999 году. Музей боевой славы открыт 9 мая 1982 года в небольшом зале как филиал краеведческого, а в 2000 году открыт новый павильон и выставка «Поезд милосердия». Сразу у входа в парк посетителей встречает бронепоезд, такие охраняли мост через Волгу и другие объекты. В 1941 году было выпущено более ста бронепоездов, которые включали кроме паровоза две бронеплощадки, несколько платформ для рельс, шпал и других материалов для ремонта путей, вагон для личного состава и их нужд. За платформой прицеплен подлинный вагон, который был аптекой- перевязочной в составе военно-санитарного поезда № 87, отправившегося 17 июля 1941 года в первый рейс из Саратова. Первые санитарные поезда появились в Русско-турецкую войну в 1877 году. К началу Первой мировой войны был создан хорошо оборудованный железнодорожный санитарный транспорт. В сентябре 1914 года действовали 74 военно-санитарных поезда. а в 1916 году их было уже 400. Во времена Гражданской войны на стороне Красной Армии действовало 242 санитарных поезда.

В июле 1941 года было сформировано 288 военно-санитарных поездов, для которых выделено 6000 вагонов. В 1942 году действовало уже 700 военно-санитарных поездов и 300 санитарных летучек(ходили на короткие расстояния по 4–5 вагонов). В 1942 году ходили уже 700 военно-санитарных поездов, добавили санитарные летучки. оборудованные из товарных вагонов. Санитарные поезда дошли вместе с воинскими частями до Западной Европы. Сначала санитарные поезда составляли из 17–18 вагонов, а потом после усовершенствования тормозной системы количество вагонов доходило до 32–34, в поезд погружали до 1100 бойцов. Из фронтовой полосы было вывезено в тыл пять миллионов раненых и больных бойцов. До 72% раненых возвращались в строй. Каждый из вагонов-лазаретов поезда был предназначен для разных повреждений, тяжелораненные и инфекционные были в отдельных вагона. Кроме вагонов-лазаретов были вагон-кухня, операционный, штабной, прачечная и баня, цистерны с водой, вагон-электростанция, мастерская, платформы для техники и автомобилей для доставки раненых. Из Саратова отправились три поезда: № 87, № 22 и № 1068. В поездах были военврач, врач-хирург, фельдшер, санитары, медсестры, повар. Начальником поезда № 87 был майор медицинской службы Павел Кондратьевич Табаков, отец Олега Павловича Табакова.

В вагоне аптека- перевязочная, который стоит в парке Победы, находились санпропускник, перевязочная, аптека, отделение для тяжело и легкораненых, медицинский пост.

На стенах экспонируются фотографии, которые были переданы в музей родственниками ветеранов поезда. Рисунок делопроизводителя поезда Л. С. Приходько-Табаковой показывает выгрузку раненых на станции Минеральные воды. В «Путевом дневнике военно-санитарного поезда № 87» от 29 марта 1942 года записано: «37 рейс. Станция Минеральные воды. 18-30-19-20. Частичная разгрузка ранбольных. Сдано 17 моряков -ампутантов без обеих ног, которые с трудом передвигались по перрону. Троих из них выгрузили на носилках, так как они были еще и без рук." Поезд № 87 называли Счастливым: он совершил 135 рейсов в прифронтовую зону и всегда возвращался обратно.

На вокзал города Саратова прибыло за время войны 100 санитарных поездов. Поезд № 87 дошел до Варшавы и Франкфурта-на-Майне.

За бронепоездом и вагоном  санитарного поезда установлен катер.

В экспозиции военной техники под открытым небом 183 экспоната. Здесь можно увидеть легендарную «Катюшу». Рядом другие подобные боевые машины. Слева от входа танками заполнена целая аллея. С правой стороны расположена более редкая техника.

Уникальный экспонат — сверхмалая подводная лодка «Тритон М».

Большая площадь в центре посвящена самолетам, все-таки это родное для Саратова, до 2012 года здесь работал авиационный завод, выпускавший «ЯК"и.

Можно посмотреть на зенитные ракеты.

Рядом с самолетами на суше стоит корабль. Показана современная техника МЧС.

С 2015 года появились экспозиции, посвященные трудовой деятельности жителей города, поэтому теперь это «Музей боевой и трудовой славы». В экспозиции под открытым небом установлены трактора, комбайны и другая техника. В 1941–1949 годах в Саратовской области открыто 40 малых нефтяных и газовых месторождений. Саратовнефтегаз добывает более 1,5т нефти в год.

После осмотра обширной экспозиции под открытым небом захожу в открытое в 2000 году главное здание музея.

На первом этаже в центре зала посетителей встречает макет самолета ЯК-3. «ЯК»-и были боевыми самолетами, выпущенными Саратовским авиационным заводом. Самолет разработали в производственно-конструкторском бюро Спецавиапрома под руководством Александра Сергеевича Яковлева (1906–1989). До самолетов ЯК-1 и ЯК-3 завод выпускал спортивные и учебные самолеты. За годы войны завод выпустил 8550 самолетов. На этих самолетах воевали в полку «Нормандия-Неман» и в женском авиаполку РККА.

За самолетом расположена выставка, посвященная летчикам. Александр Большаков совершил 185 боевых вылетов, сбил 7 немецких самолетов, погиб 23 августа 1942 года в Ржевской битве, когда защищали подступы к Москве. Останки летчика и самолета нашли 22 сентября 2016 года и героя с почестями захоронили в городе Вольске, Саратовской области, откуда Александр ушел на фронт.

Летчик Виктор Талалихин родился в Саратовской области, окончил школу в Вольске. Перед войной жил в Клину. В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 произвел таран в ночном небе над Москвой и сбил немецкий бомбардировщик. Раненый летчик спустился на парашюте. За этот подвиг получил звание героя Советского Союза. После этого сбил еще пять немецких самолетов. Погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. В 2014 году поисковики нашли обломки самолета И-16, на котором Талалихин совершил свой подвиг. Часть обломков передана в Музей боевой и трудовой славы города Саратова. Сохранился самолет ЯК-1Б, который купил на вырученные от продажи меда деньги колхозник Ферапонт Петрович Головатый, и подарил саратовскому летчику майору Борису Николаевичу Еремину с надписью на борту «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору товарищу Еремину от колхозника колхоза „Стахановец“ тов. Головатого». На этом самолете Еремин сбил 8 фашистских самолетов. После того как самолет выработал свой ресурс Головатый подарил земляку, уже ставшему полковником, второй самолет, ЯК-3. На самолете была надпись: «От Ферапонта Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага." На втором подаренном самолете Б. Н. Еремин сбил 6 вражеских самолетов. Этот самолет потом продали в США, где он находился в частном музее в Калифорнии, но в 2015 самолет удалось вернуть в Россию. Самолет находится в Музее техники Вадима Задорожного. На средства жителей Саратовской области на заводе 292, как назывался тогда Саратовский авиационный завод, построено во время войны 1520 самолетов ЯК-1 и ЯК-3.

В отделе боевой славы показано много оружия, обмундирование, награды, рассказывается о воинах-интернационалистах.

В отделе трудовой славы показана продукция саратовских заводов. Авиационный завод Саратова был основан в 1931 году и до 1937 года выпускал комбайны. Во время войны освоил выпуск истребителей и помог в победе над Германией. После ВОВ завод изготавливал пассажирские самолеты ЯК-40, Як-42, Як-38. В 2012 завод обанкротили и растащили, территорию начали застраивать. Уроженец Саратовской области Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в 2024 году пообещал, что авиационный завод в Саратове будет возрожден.

Продукция, показанная в музее часто уже в прошлом. Завод «Корпус» был основан в 1934 году в Москве, потом переехал в Саратов. Проигрыватели сейчас не выпускает, зато делает приборы для космоса, на заводе работает 2 тысячи человек. А вот холодильники «Саратов» выпускаются до сих пор. Саратовское электроагрегатное производственное объединение (СЭПО) работает с 1939 года и выпускает авиационные детали и бытовую технику.

Саратовский завод модульных котельных (СЗМК) молодое и перспективное предприятие.

В Саратове находится один из крупнейших в России производитель подшипников.

Подшипниковый завод основан в 1941 году. Сейчас на нем работает 3 тысячи человек. Завод за время своего существования выпустил 2 миллиарда подшипников. Можно посмотреть на старый аппарат для изготовления ксерокопий, которые раньше стояли на многих предприятиях. Можно познакомиться и с совсем старой техникой. Представлен быт советских людей. После музея подхожу к «Журавлям». Памятник, открытый в 1982 году, стал одним из символов Саратова и гимном солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну. Парк Победы и Музей боевой и трудовой славы обязательно надо посетить, если вы приехали в Саратов. Музей открыт каждый день с 9 до 17–30. Билет стоит 60 рублей за каждую выставку в здании, экспозиция под открытым небом бесплатная. До парка Победы можно доехать на городском автобусе 2Д и на маршрутках.

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'