«Псковская старина — ненавязчивая, неброская,
однако вселяющая душевное спокойствие
и навсегда запоминающаяся…»
С. В. Ямщиков
На рубеже XV — XVI веков Псков вырос в несколько раз, а его крепость могла похвастаться пятью поясами каменных укреплений. Это были: 1) стены Крома 2) Довмонтова города 3) стены посадника Бориса, построенные в 1309 году 4) стены Нового Застенья или Среднего города (1375 г.) 5) стены Окольного города, возведённые в последней трети XV века и охватившие всю историческую часть и Запсковье. Общая протяженность крепостных стен достигала девяти километров.
Чтобы иметь более полное представление о крепости мы обошли её по периметру двигаясь против часовой стрелки и разделив прогулку на два разных дня.
Отправной точной нашего маршрута стал «Покровский угол», в комплекс которого помимо крепостной стены входит церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома и мощная Покровская башня, представляющая огромную историческую ценность.
В 1581 году во время Ливонской войны Покровская башня сыграла ключевую роль в спасении города, когда польские войска короля Стефана Батория, осаждавшие Псков, пошли на генеральный штурм. Сражение было ожесточённым и долгим — с грохотом сыпались ядра, летели камни, лилась кипящая смола. В стене образовался пробитый пушками пролом. Была серьезно повреждена Покровская и подорвана соседняя Свинорская башня. Несмотря на шквал огня, противник был отбит, что в конечном итоге предрешило исход войны.
По преданию, накануне решающей битвы полуслепому благочестивому старцу Дорофею-кузнецу явилась Пресвятая Богородица и обещала свою милость защитникам города. В связи с этим успешное отражение штурма сочли чудом, совершенным Богородицей, и в знак благодарности за победу перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней идентичный по стилю храм в честь Рождества Богородицы. Позже «сдвоенные» храмы перекроили и объединили в церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома.
Чудесное Явление Богородицы легло в основу сюжета иконы «Богородица Псково-Покровская» (Явление Богоматери старцу Дорофею). Её уникальной особенностью является условное, но топографически достоверное изображение не только псковских церквей и монастырей, но и целого города.
В годы Великой Отечественной войны старинная икона была вывезена немцами в Германию и считалась безвозвратно утерянной. Но в 1970 году святыня неожиданно объявилась на выставке в Мюнхене — как оказалось, она хранилась в доме католической семьи из Баварии. После длительных переговоров образ вернулся на родину и водворился в Свято-Троицкий кафедральный собор.
Возвращение иконы стало возможным во многом благодаря усилиям Саввы (Савелия) Ямщикова — известного искусствоведа, реставратора, академика РАЕН. За сорок лет активной деятельности ему удалось возродить сотни икон и спасти сотни памятников древнерусского искусства и зодчества от разрушения. Одним из первых в стране Ямщиков он стал заниматься вопросами реституции вывезенных из СССР культурных ценностей. Интересно, что в середине 1960-х по стечению обстоятельств ему довелось стать консультантом Андрея Тарковского на съёмках «Андрея Рублёва». Массовые сцены с участием трех сотен всадников снимали в Пскове аккурат напротив Покровской башни.
В западной части площади Победы, у Баториева пролома — в месте самой жаркой схватки с захватчиками — установлен скромный памятник в честь беспримерного мужества псковичей, выдержавших шестимесячную осаду 100-тысячного войска польского короля Стефана Батория.
Подножием памятника служат остатки Свинорского бастиона петровского времени.
Петровские бастионы возводились летом 1701 г. по приказу Петра I в. связи с подготовкой к Северной войне. Крепость к тому моменту была в плачевном состоянии и нуждалась в срочной модернизации. Дело поручили присланным из Москвы инженерам — Ламоту де Шампии и Вильгельму Киршенштейну, а к работам были привлечены 10 тысяч человек. Таким образом, силами военнослужащих, посадских и монастырских людей была создана целая цепь укреплений из земляных бастионов, редутов, валов. Под землю скрылись жилые дома, усадьбы, церкви. Многочисленные здешние холмы, поросшие деревьями, это и есть оплывшие петровские бастионы, бывшие когда-то труднопреодолимым препятствием для противника.
С годами на месте бастионов стали появляться скверы и парки. Один из них, ближний к нам, — сквер Павших борцов — своеобразный мемориал, отражающий разные трагические страницы в истории Пскова и нашей страны XX века — от Гражданской войны до войны в Афганистане.
Центральное место занимает мемориальный комплекс «Вечный огонь», посвященный 30-летию освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков.
Над «Могилой Неизвестного Солдата» смотрят в небо стволы боевых зениток — как вечный залп в честь тех, кто не вернулся с войны.
Вдоль всей юго-восточной части стены внутри Окольного города шла улица Стенная — ныне улица им. Свердлова. Здесь каменная ограда сохранилась достаточно хорошо, а некоторые фрагменты приспособили под «мирные» нужды, расположив на пряслах бары и кафе.
На пересечении улиц Свердлова и К. Маркса громоздится Петровская башня.
Она была построена в середине XVI века рядом с массивными Петровскими воротами, через которые в 1510 г. въехал в Псков великий князь московский Василий III и объявил: «вечевой колокол свесите, чтобы впредь вечу не быть." И плакали псковичи по своей старине и по своей прежней воле…
Далее, близ Кузнецкого моста стоит Михайловская башня (XVI в.), насчитывающая прежде четыре яруса с возможностью кругового обстрела.
Внизу весело бежит и искрится река Пскова, одаривая нас такими изумительными пейзажами, что захватывает дух.
На противоположном — правом — берегу, уже в Запсковье, застыла самая красивая по своим пропорциям башня Пскова — Гремячая. Если и можно что-то пропустить, то только не этот дивный вид, не имеющий себе равных по выразительности.
Башня была построена в 1525 году и поначалу называлась Козьмодемьянской (по стоящей рядом церкви). А Гремячей звалась совсем другая башня — она находилась неподалёку, над Гремячими воротами, и когда её разрушили название почему-то перешло на Космодемьянскую.
В Запсковье стены едва видны, но их присутствие достаточно точно определяется по сохранившимся остаткам широкого рва и по узкой Застенной улице — в древности она называлась Застенной тропой, так как шла «за стеной», полукольцом вдоль рва. Именно здесь можно увидеть подлинные древние укрепления, сохраняющие местами даже первоначальную обмазку.
Из двенадцати башен Запсковья до наших дней дожили только семь. В том числе и двухъярусная Глухая башня, возведенная предположительно в 1521 году под руководством итальянского мастера Ивана Фрязина.
В 160 метрах от Глухой находятся жалкие остатки Образской башни.
Своё имя она получила вслед за церквушкой Образа Нерукотворного с Жабьей лавицы. Топоним «жабья» указывает на существование здесь болота. А лавами или лавицами назывались мостки и переходы через ручьи или топкие места.
Один из участков стен шел почти перпендикулярно реке и замыкался круглой проезжей башней с Варлаамскими воротами. 13 сентября 1472 года через эти ворота въехала Софья Палеолог — по пути из Рима в Москву, где она стала женой Ивана III. Гостеприимные псковичи поднесли ей пятьдесят рублей, за что она обещала в случае надобности заступаться за них перед великим князем.
Достигнув реки, стена Окольного города, поворачивает на юг, к устью Псковы, где стоит на страже Варлаамовская башня. Многие годы отражала она отражала нападки врага, страдая от пожаров. Но самым тяжёлым испытанием стала осада Пскова шведским королем Густавом II Адольфом в 1615 году, когда башня оказалась в эпицентре боя и при артобстреле была практически разрушена. Однако штурм был отбит. 17-го октября, после ряда неудачных атак, Густав Адольф снял осаду и «пошёл с великим стыдом, многих у него людей побили, а иные померли и побрели врознь» — сообщают нам летописи той поры.
Варлаамскую башню скоро восстановили, но, к сожалению, новый фундамент оказался не прочным. В 1927 году западная часть башни откололась и сползла по склону реки. В руинированном состоянии мощное строение пребывало почти 90 лет.
Усердием многих людей Варлаамская башня, равно как и соседняя Высокая, получила второе рождение и превратилась в облагороженный музейный объект, который сегодня можно осмотреть изнутри.
Завершает стены Запскопья стройная Высокая (Воскресенская) башня, охраняющая правобережье Псковы.
Прямо напротив Высокой, на низменном левобережье, подступает к самой воде приземистая и фотогеничная Плоская башня.
Обе башни были построены в 1500 году, и обе имеют схожую цилиндрическую форму, отличаясь между собой диаметром и верхушками.
В настоящий момент около башен ведется строительство пешеходного моста, который свяжет берега Псковы. Обещают, что однопролётная 87-тонная конструкция будет максимально незаметной и отлично впишется в пейзаж. Панорама в этом месте открывается великолепная и может порадовать даже самого взыскательного фотографа.
От Плоской башни стены идут до башни «Кутекрома».
Предполагают, что это название возникло вследствие ошибки переписчика, а первоначально башня звалась Кутний костёр (от «кута» — угол), так была поставлена на углу Крома. С юга к Крому примыкает Довмонтов город. Его восточная стена стоит над рекой Псковой, а западная, по которой мы и пройдём, — над рекой Великой.
Границу между Кромом и Довмонтовым городом стережет скромная по размерам Довмонтова башня, именуемая прежде Смердья (от слова «смерд» (простолюдин, крестьянин).
Находившиеся под башней въездные Смердьи ворота были единственными, что вели в Кром, на Вечевую площадь. Только в 1197 году пришлось пробить вторые ворота (Великие или Троицкие), существующие до сих пор. На этот счет есть легенда, рассказывающая о том, что при перенесении мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила в Троицкий собор рака вдруг не сдвинулась с места. Той-де ночью святой Всеволод-Гавриил явился во сне одному псковичу со словами: «Не хочу идти во врата Смердии, но скажи князю и всему собору, и посадникам: пусть пробьют ворота от реки Псковы на северную сторону и тут пронесут мощи мои в храм Пресвятыя Троицы».
Вдоль берега протянулась набережная реки Великой. В это трудно поверить, но до середины XIX века здесь было невозможно не то что ездить, но даже ходить, а река порой подступала под самые крепостные стены. Потом работы худо-бедно, но все-таки шли, и постепенно набережная изменилась в лучшую сторону, став точкой притяжения не только для жителей, но и для гостей города.
В средневековье через Великую был переброшен плавучий мост, а под самыми стенами шумела пристань. Оттуда через ворота в четырехугольной Власьевской башне пологий спуск вёл на площадь Старого Торга. Помимо своей основной оборонительной функции, Власьевская башня служила ещё и таможеней, где осуществлялся контроль за товарами, а купцам выдавали сертификаты качества.
Власьевская не раз горела, перестраивалась, разрушалась и сейчас мы видим ее в четвертой версии, созданной в 1966 году в память о подлинной.
За Ольгинским мостом стена долго бежит вдоль набережной, которую иногда называют Новой. А чуть выше лежит сквер Породненных городов, зеленеющий молодыми деревцами.
Вблизи улицы Профсоюзной верхняя часть стен восстановлена новой кладкой, а нижняя, укрепленная массивными контрфорсами, оставлена как была.
Впереди виднеется труба старой ТЭЦ, одной из первых в стране образцово-показательных теплоэлектростанций, построенных по плану ГОЭЛРО.
При строительстве ТЭЦ в 1926–1930 годах была разобрана часть прясла крепостной стены, которую замыкала Мстиславская башня — единственный уцелевший фрагмент Среднего города. Кроме того, что башня защищала город от нападения, она служила еще и тюрьмой, размещенной в обширных подвалах. Ходили слухи, что все угодившие туда нестерпимо страдали от сырости и недостатка воздуха. Редко кто покидал ее живым, поэтому башню нарекли «Душегубкой». Мрачный ореол Мстиславская утратила спустя столетия. В конце XIX века на ней стояла пожарная каланча, а в начале XX-го — кронштейн для телефонной линии. Некоторое время башня принадлежала псковской электростанции; а позднее была законсервирована, ветшала и осыпалась. 2023-й год стал для Мстиславской «началом новой эры». Вместе с участком крепостной стены её передали в безвозмездное пользование РПЦ и теперь планы по реставрации строит религиозная организация.
Отрезок набережной от улицы Профсоюзной до Георгиевской назван в честь Флотской Славы, а имена прославленных моряков увековечил памятник псковичам-флотоводцам, мореплавателям и строителям Российского флота.
Георгиевская улица — одна из самых необычных псковских улиц. Ее длина всего двести с небольших метров, но при этом на ней поместились аж несколько памятников архитектуры, среди которых два храма. Один из них — объект всемирного наследия ЮНЕСКО — церковь Георгия со Взвоза. Слово «Взвоз» напоминает о том, что в XV веке на этом месте существовал Егорьевский (Георгиевский) взвоз — крутой подъем, который вел от реки к Егорьевским крепостным воротам.
Георгиевская церковь появилась здесь в 1494 году. За свою долгую жизнь выстрадала она немало, но свой исторический облик чудом сберегла.
Как внутреннее пространство, так и внешнее демонстрируют великолепные пропорции и отточенность построения. В декоре фасадов присутствует традиционно псковский «поребрик-бегунок-поребрик» — тип кладки, когда рядом с «зубчатой» полосой вилась «ёлочка» бегунца.
С подобным узором по городу разбросано множество храмов- они неотъемлимы от здешних мест. Небольшие, беленые, простые и приветливые церквушки и часовни то сопровождают крепость, то открыто смотрят с холмов, то прячутся в глубине кварталов. Но неизменно сохраняют свою легкость, изящество и самобытную красоту.