Беловежская пуща — национальный заповедник Беларуси, а также Польши. До 1939 года заповедник принадлежал только Польше. Сейчас большая его часть принадлежит Белоруси, меньшая — Польше.
Мы приехали в заповедник на автобусе из агрогородка Каменюки, где остановились в гостиничном комплексе, который расположен рядом с Беловежской пущей. Очень удобно расположен. Недалеко от Бреста, откуда мы приехали (чуть больше 50 км) и в 15 минутах езды до заповедника.
Немного отвлекусь по поводу агрогородка. Это новенькое словечко, за три дня увидели агрогородки- поселения, когда проезжали мимо: одинаковые (как братья-близнецы) небольшие симпатичные домики. Возникли они в 2005 году по программе возрождения села. Деревни стали менять свое древнее название на агрогородки. Сейчас их уже более 1500. Агрогородок — населенный пункт с развитой инфраструктурой. В агрогородке Каменюки живет всего около 1000 человек, но здесь есть храм Георгия Победоносца и Поместье Деда Мороза, в котором мы тоже побываем.
Но пора в Беловежскую пущу.
Мы приехали к открытию к 9 часам и были первыми посетителями. Вход в заповедник бесплатный, заплатить придется только за посещение Музея природы и если захотите посмотреть животных в вольерах.
Кстати, движение по заповеднику на легковом авто разрешено только по специальному пропуску. Есть стоянка, где можно оставить свою машину, и потом пешочком идти по заповедному лесу.
Нам повезло, был снежок. И после Бреста, где была замечательная осенняя погода, мы попали в прекрасную зиму.
На территории есть кафе и рестораны, но мы позавтракали в Каменюках и идем в Музей природы.
Наш брестский гид Олеся «передает нас в руки» музейному гиду Егору, который с интересом рассказывает о музее, в котором свыше 1000 чучел животных. Все они расположены на втором этаже.
И мы начинаем идти по заповедному лесу, не по музею, а по лесу: нас окружают животные и птицы, мы попадаем в день и ночь.
Встречаются и люди — охотники из разных времен.
Беловежская пуща всегда славилась своими богатыми на дичь лесными угодьями.
Во времена Великого княжества Литовского леса перестали быть общедоступными: они были поделены между знатью и церковью, а также крупными землевладельцами. Простолюдины могли ходить на охоту только на мелкую дичь и птицу.
Бурых медведей в Беловежской пуще почти не осталось.
Охота на зубра, тура и оленя в давние времена была развлечением для шляхты.
В 1795 году, когда эти земли отошли к Российской империи, Екатерина Вторая разрешила охоту в Беловежской пуще, кроме охоты на зубров. Александр 1 также запретил охоту на беловежского зубра и разрешал это делать только для некоторых знатных аристократов или чиновников высшего ранга. Причем разрешение на охоту на этого зверя подписывал лично.
Гид Егор рассказывает об истории музей, который открылся в далеком 1952 году, о животных заповедника, которых можно увидеть даже вдоль дорог. И мы видели перебегающих дорогу оленей, а среди снега недалеко от дороги лису. Так что с «жителями» Беловежской пущи познакомились воочию.
Кстати, наука по изготовлению чучел называется таксидермия. Все чучела в музее выглядят как живые. Да еще иногда возникает звуковое сопровождение: рев медведей и некоторые другие животные подают голоса.
Таких красоток мы видели убегающими вдоль дороги, их было много, целое стадо. Для этого расставляют кормушки недалеко от дороги, куда они и приходят подкормиться.
Это тарпановидные лошади — потомки диких лесных лошадей. Они сейчас появились в вольерах и, может быть, мы их увидим.
Их российских царей первым посетителем Беловежской пущи стал Александр Второй.
При Николае Втором здесь полностью была прекращена рубка леса.
Кстати, поваленные ветром деревья сейчас не вырубают и не избавляются от них, чтобы на нарушить естественную среду обитания животных.
Дворец в Беловежской пуще был построен в 1889–1894 годах. Решение о его строительстве принимал Александр Третий, но дворец ему не понравился.
Достраивал его уже сын и наследник — Николай Второй, который приезжал сюда на отдых со своей семьей. Об этом красивом здании в Беловеже много написано интересного на Главном охотничем портале Рунета (подробно-подробно, кто захочет узнать каков был дворец- Вам на этот портал).
Во время войны здание пострадало от пожара и впоследствии от него ничего не осталось.
А до войны здесь на охоте бывали Герман Геринг, Генрих Гимлер, представители венгерского и итальянского дипкорпуса.
После небольшого экскурса об исторических личностях, что здесь бывали, опять смотрим экспонаты: рога и чучела.
Заяц-беляк изредка встречается в Беловежской пуще, чаще встречается заяц-русак.
Кабанов тоже не очень много.
Волк-чучело стоял как живой с добычей в зубах.
Это маленькие волчата. Они рождаются слепыми и глухими и весят всего 300–500 грамм.
От одной экспозиции переходим к другой. Выставочное пространство очень большое.
Один из опасных хищников — рысь.
Рогатые и красивые олени. По рогам можно определить возраст оленей: чем больше отростков — тем больше лет.
Лисичка-сестричка — видели ее вживую здесь, издалека правда. Еще одну видела в Машукском лесопарке, когда отдыхала в Пятигорске. В природе они не очень гладкие и не такие красивые как на картинке. Тяжело выживать в дикой природе…
Дальше пошли птицы.
Выпь умело маскируется в болотной растительности.
С удовольствием посмотрели экспозицию музея, послушали гида Егора и пошли смотреть настоящих животных в вольерах.
По территории заповедника приятно ходить даже в зимнюю пору, а может быть и даже лучше, чем летом — клещей нет.
Территория украшена симпатичными арт-объектами.
А вот могучих-могучих деревьев мы не углядели. Говорят, что некоторым больше 500 лет. Но это, очевидно, надо места знать. Мы увидели только такие.
До свидания, Беловежская пуща, или прощай (точно не знаю, хочу ли сюда вернуться еще). Ведь природных красот, которые еще не видела, очень много.