Белая вилла в Кисловодске — это мемориальный дом-музей художника Ярошенко Николая Александровича. Здесь можно посмотреть сад, флигели (о них уже рассказала) и сам дом: небольшой, одноэтажный, покрашенный как и в давние времена в белый цвет. Поэтому его и называют Белой виллой.
Семья у Ярошенко была небольшая: сам художник, жена Мария Павловна и приемная дочь Надя Волжинская. Надю художник писал много и картина «Девочка с куклой» находится в Третьяковской галерее.
Семья небольшая, поэтому и дом небольшой всего пять комнат, причем в некоторые есть вход с двух сторон (необычная планировка).
В этих пяти комнатах и расположены подлинные картины художника, собранные трудом создателя музея Секлюцкого В.В. и разбросанные у частных лиц, а также вещи, принадлежащие Ярошенко Н.А. и его семье. О том, как картины искали и как они появились в музее, написано небольшое исследование Л. И. Бехтерева «Поиски наследства» (книжицу нашла в санаторной библитеке и за время отдыха прочитала). Кто-то сам передал картины в дар, кого-то пришлось долго уговаривать. Ярошенко хотел оставит свои картины на Кавказских Минеральных водах, но после его смерти царскому правительству эта галерея на популярном курорте была не нужна. Уж очень крамольные у него были картины. Поэтому вдова художника передала картины в Полтаву — на родину художника. Они и положили начало Полтавской картинной галерее.
У музея была непростая судьба. В 1918 году о художнике вспомнил В. И. Ленин и как писала местная газета было устроено чествование художника и основание музея. Разграбленный белыми дом был восстановлен, улица получила название улицы Ярошенко. Но в начале 19 года город захватили деникинцы и дом-музей опять был разграблен, а экспонаты похищены.
Потом были годы гражданской войны, Великая Отечественная война и о музее вспомнили только в 1948 году — это было 50-летие со дня смерти художника. Было принято решение воссоздать музей. Прошло 14 лет прежде чем он распахнул свои двери. Все эти годы Секлюцкий В.В. (он стал директором музея) читал лекции о Ярошенко В.В. и каждая лекция заканчивалась разговором о музее. После лекций к Секлюцкому подходили люди и рассказывали интересные истории. Рождение музея началось с двух бронзовых подсвечников, принадлежащих Ярошенко. Их Секлюцкий приобрел у вдовы профессора Пенкославского.
А дальше пошло-поехало: директор музея ездил по стране и собирал экспозицию.
Идем смотреть эту экспозицию.
В просторную гостиную ведет узкий коридор.
В гостиной проходили ярошенковские среды, которые перекочевали сюда из Санкт- Петербурга. А начиналось все так: сначала это были уроки рисования, где Ярошенко готовил бесплатно одаренных учеников к поступлению в Академию художеств. Потом они превратились в еженедельные встречи известных людей того времени. На этих субботах были: Менделеев, Стрепетова, Репин, Куинджи, Гаршин, Успенский, Короленко (всех не перечесть).
В Кисловодске этот дом стал центром культурной жизни города. Здесь и сейчас проводят музыкальные вечера и встречи.
Самые знаковые картины художника выставлены в гостиной.
Картина «Всюду жизнь» была написана в 1888 году. Она была представлена на 16-ой выставке передвижников. Арестантский вагон, в котором преступники, совсем не похожие на преступников. Где-то читала, что эту картину назвали Ярошенковской мадонной. Картина была написана под впечатлением рассказа Льва Толстого «Чем люди живы?».
Картина «Заключенный» написана в 1878 году. Для эскиза к картине позировал друг художника писатель Глеб Успенский. Кстати, эскиз этот находится в Русском музее.
«Старик с табакеркой» — просто шедевр. Написан был в 1873 году — художнику было всего 27 лет и он шел по военной стезе: закончил артеллирейскую академию и впоследствии работал в Санкт-Петербурге на военном пороховом заводе в разных должностях. И даже дослужился до звания генерала. И шутя его называли генералом над передвижниками.
У художника много портретов: известных и неизвестных людей. Писал он и пейзажи, их мы увидим в других залах (всего их пять).
Это тоже ранняя работа: 70-е годы 19 века. Художник побывал в Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврах и после этого родилась картина «В монастыре».
Следующий зал — мастерская. В ней художник работал до смерти. Он и умер перед мольбертом с кисью в руке.
Как и при жизни Ярошенко Н. здесь стоит большой стол, мольберт, книжный шкаф.
И. Я. Гинзбург И.Я. (1859–1939). Портрет В. В. Стасова. 1889 г. Стасов всегда положительно отзывался о картинах Ярошенко Н.А. А после ярошенковских пейзажей гор Стасов назвал его портретистом гор.
Это лампа, похоже, керосиновая с фитилем.
«Портрет Обручева Н.Н." Николай Николаевич Обручев имел много разных званий — генерал, дипломат, ученый, профессор академии Генерального штаба. Длительное время возглавлял Генеральный штаб Российской империи. По предположению портрет был заказан художнику Генеральным штабом перед уходом Обручева в отставку. После революции портрет находился в коллекции Павловского дворца-музея, потом был передан в музей Ярошенко.
Портрет Салтыкова-Шедрина М.Е. считается одним из высших достижений художника. Писатель и редактор «Отечественных записок» позировал художнику в последние годы своей жизни. Критик Стасов В.В. писал, что этот портрет по правдивости превосходит все написанное художником ранее.
«Портрет А. Я. Герда» (мне он показался похожим на Мусоргского Модеста Петровича).
Александр Яковлевич Герд — преподаватель истории. В 1870 году стал директором колонии для малолетних преступников (под Петербургом). С 1878 года до смерти был преподавателем у детей Александра Третьего. Ярошенко и Герд были знакомы по лекторской деятельности в педагогическом музее Санкт-Петербурга, подружились и вот результат — живописный портрет.
«Женский портрет». 1870-е -начало 1880 годов. Жаль, что не сфотографировала фрагменты: ворс меха (хотелось потрогать), тени на щеках…
Женских портретов у Ярошенко много: писал он жену Марию Павловну, примную дочь Надю, актрису Полину Стрепетову и многих других известных и неизвестных женщин.
Следующий зал — малая гостиная, в которой сразу приковывает взгляд картина «Хор».
ЧУдная картина, для которой позировали дети, купающиеся на Ольховке, что течет неподалеку. Художник приходил на берег реки, зазывал ребят, угощал яблоками и грушами, а потом ставил позировать.
Что интересно, научные сотрудники и волонтеры установили фамилии тех ребят.
В розовой рубашке, справа от дирижера — Семен Подушинский. Он много раз позировал художнику. Самый крайний слева — Кленин Василий. Харыбин, Пантей Аненко, Жерлицын -изображены на картине. Может их дети и сейчас живут в Кисловодске.
«Мальчик в саду» — это опять Сеня Подушинский, мальчик из Кисловодской слободы. Сеня позировал и для картины «Постреленок». Картина находится в Туркменском художественном музее (вот куда занесло).
Трубецкой П.П. 1866–1938. Л. Н. Толстой. 1899. Гипс тонированный.
Портрета Толстого работы Ярошенко на Белой вилле нет, он был написан в 1894 году (находится в Русском музее), но прежде чем писать портрет, художник читал его произведения, общался с Чертковым (семья Чертковых приезжала в Кисловодск и жила во флигеле, как и многие знакомые художника). Писал портрет в Москве и написал за две с половиной недели.
«Бештау». 1882 г. Знакомые места…
Портрет М. П. Ярошенко. 1880 г. Очень строгий (на мой взгляд) портрет. Поступил в музей из Башкирского художественного музея.
Мария Павловна Ярошенко (до брака Невротина) закончила Бестужевские курсы и получила высшее образование (редкость в то время для женщин). Хотела быть художником, но не стала. Предполагают, что в Марию Невротину был влюблен Н. Некрасов (о его музах написал Корней Чуковский, который был не только детским писателем).
В Кисловодске Мария Павловна была гостеприимной хозяйкой, у которой в гостиной собиралось до 50 человек (по воспоминаниям художника М.Нестерова). Это был хлебосольный дом. «Редкой красоты люди» — так вспоминал о семье Ярошено Нестеров М.
«Бакинец».1886 г. — дар музею сына Аполлинария Васнецова — В. А. Васнецова.
Все комнаты в музее смежные, как и во многих усадьбах того времени.
Четвертый зал можно назвать пейзажным. Одним из первых Ярошенко стал писать горы. Репин И.Е. возмущался: зачем Ярошенко начал писать пейзажи, у него так замечательно получались портреты.
Но и пейзажи Ярошенко Н.А. тоже хороши.
Первая его серия горных пейзажей называлась «Путевые заметки по Кавказу».
«Красные камни» 1892 г. Картину называют маленьким шедевром музея.
Красные камни и сейчас можно увидеть в курортном парке Кисловодска. Так выглядели они раньше.
«Лермонтовский водопад». 1892 г.
Лермонтовский водопад на Ольховке не видела. Уже приехав домой, посмотрела где он находится: на окраине города на улице Прудной и сюда можно было доехать на автобусах 8 и 10. Водопад описал Лермонтов М. в романе «Герой нашего времени» (Печорин поил здесь своего коня).
«Пятигорск». 1893 г. В Пятигорске отдыхала в санатории имени Кирова С.М. недалеко от горы Машук и знаменитого озера Провал. Кстати, в этом санатории любил отдыхать Киров С. М. Поэтому и назвали санаторий его именем.
«Кисловодск. Балка».1892 г. Написано так, что хочется побродить по этим зеленым холмам.
«Кавказ. Тебердинское озеро». Здесь тоже пока не была, но хочется. Так и возникают новые маршруты.
«Осень в горах». Настоящей осенью в горах не была. Все больше летом.
Пятый зал — это зарубежные этюды художника.
Ярошенко Н.А. путешествовал по Западной Европе, потом побывал в Палестине, Сирии, Египте.
Во время поездки сделал много этюдов. Вот некоторые.
«Иерусалим».1896 г.
«Старик-еврей».1896 г.
«Портрет старого еврея». 1896 г.
«Палермо». Старинный итальянский городок на Сицилии, запечатленный художником.
«Таормина».1897 г. Небольшой городок на берегах Сицилии. Там, очевидно, побывал художник и оставил нам на память его вид.
«Полевые цветы». 1897 г. Цветов у Ярошенко не видела — это первая картина: очень миленькая, тщательно выписанные стебельки, нежные цветочки.
«Пасмурный день». Действительно, пасмурно и как перед грозой.
В зале есть еще замечательные портреты.
«Жнский портрет».
Действительно, натуральный жемчуг.
И передан блеск золотого украшения.
Из зала в зал хочется возвращаться и рассматривать детали на картинах. Всего пять залов, но сколько красоты…
После пятого зала посетители выходят еще в один коридор, где черно-белые портреты картин художника, которые находятся в других музеях.
Экскурсия закончилась, моя экскурсия (ходила без экскурсовода). Всем спасибо за внимание.