Главный Собор Франкфурта — место коронации королей и императоров

tourister.ru 1 день назад 9
Preview

Императорский Собор Франкфурта Святого Варфоломея (его день — 24 августа), имеет второго покровителя — Карла Великого, и Освящения Успения Святой Богородицы (15 августа). Это одно из мест, где происходила история Западной Европы. Начавшись с церкви Каролингского Императорского дворца, он никогда не был собором, то есть — епископальной церковью.

В Средние века церковь была резиденцией императорского монастыря и избирательным местом императоров Великой Римской Империи Германской Нации, а также единственнной приходской церковью Франкфурта и резиденцией архидьяконства в окрестностях.

С переездом коронации римского императора из Аахена во Франкфурт в 1562 году, коллегиальная и приходская церковь все чаще получала почетное название «Собор», которое с 18 века стало его единственным названием, прежде всего потому, что главный коронатор, архиепископ Майнцский, обычно одновременно был настоятелем Варфоломеевского монастыря.

В 19 веке Вольный город Франкфурт, который был лютеранским с 1529 года, не смог получить епископа для немногих католиков, которые составляли 10% напселения. Однако городской священник Франкфурта (декан) на века получил особую должность главы собора и епископского комиссара в Лимбургской Епархии, которая была недавно основана в 1827 году.

При секуляризации 1802 года городская республика не только экспроприировала все церковное имущество обеих конфессий, но и все церкви в центре города, включая собор, перешли в ее собственность, где и остаются по сей день. Однако в дополнение к Конституции Франкфурта и соглашениям о пожертвованиях общинам были предоставлены вечные права пользования церквями.

Особая роль собора относится и к покровителям церкви. Палатинская капелла, как и многие церкви Каролингов, была посвящена Сальватору и Марии. Приобретение мощей святого Варфоломея, вероятно, при императоре Оттоне III (983–1002 гг.) вытеснило первоначальное покровительство. Осенняя ярмарка, засвидетельствованная с 12 века, связана с днем покровителя.

С конца 13 века покровителем стал Карл Великий, канонизированный антипапой в 1165 году, как легендарный основатель монастыря.

Начну с колокольни, куда можно подняться, если не пугает высота и теснота лестницы. Еще и держась за веревку. Если не встретите тех, кто спускается — повезло. Интересна надпись американского солдата, оставленная за несколько дней до окончания войны. Зря он испортил историческую стену.

Башня является одной из достопримечательностей города. Ее построили в 1415 году, и это было свидетельство самоуверенности позднесредневекового муниципалитета, который даже пожертвовал строительством ратуши.

На колокольне расположены 9 колоколов дрезденского колокольного завода Иоганна Готхильфа Гроссе, один из немногих колоколов Германии, переживших ВМВ. А самый большой колокол — Глориоза, является вторым по величине колоколом Германии и весит 11950 кг. Этот особый звук можно услышать во время церковных праздников.

Обзор с башни франкфуртского собора составляет полные 360 градусов, и отсюда открывается восхитительный вид на Старый город и не только. Максимальная вместимость башни — 40 человек.

К востоку от башни — Пфальцская капелла. В этой часовне после «Золотой Буллы» 1356 года семь выборщиков выбирали немецких королей и императоров Великой Римской Империи Германской Нации, в период с 1493 по 1792 годы. Это были архиепископ Майнца, архиепископ Трира, архиепископ Кёльна, король Богемии, граф Палатин Рейнский (только до 1623 года), тогда — Бавария, герцог Саксонии, маркграф Бранденбургский. С 1648 года граф Палатин Рейнский имел восьмой голос, а с 1692 года курфюрст Ганноверский — девятый голос.

Часовня была завершена в 1459 году, с 19 века ее начали называть Валькапелла — Выборная, а до этого — Кайзерхёрляйнкапелла.

Сегодня часовня используется для безмолвной молитвы. Под Страстным алтарем с 1450 года хранятся Святая Святых для поклонения мощи апостола Варфоломея. Святыня хранится во Франкфурте уже 1000 лет, и открывается ежедневно с 15.00. до 16.00., в так называемый «Час милосердия».

Старые фотографии собора установлены на стене колокольни.

Вид с воздуха на главный собор Франкфурта и Старый город после бомбежек марта 1944 года. Как и многие немецкие города, Франкфурт был целью воздушных налетов союзной авиации во время ВМВ. 18 и 22 марта 1944 года британские Королевские ВВС нанесли два разрушительных удара по старому городу Франкфурта. Лишь один из примерно 2000 фахверковых домов остался почти неповрежденным, все остальные сгорели, остались стоять только наружные стены каменных построек. Внутренние городские церкви тоже очень пострадали. Один только собор пострадал относительно мало. В результате двух нападений в марте 1944 года погибло около 1500 человек.

2. Лето 1945 года — Южный трансепт собора. 3. Вид с нефа на стену Мариенкапеллы, защитившую от разрушений алтарь Спящей Девы Марии:

4. Вид с высоты алтаря на западную стену Северного Трансепта и неф с облицовкой надгробных памятников. 5. 1959 год. Ранее плотно застроенная территория к западу от собора представляет собой пустую площадь: ничего не напоминает об узких улочках старого города, которые когда-то были здесь.

История строительства монастыря и церкви.

После археологических раскопок 1991 года было доказано, что каменная церковь длиной около 12 метров существовала при франксконском королевском дворе еще в эпоху поздних Меровингов, в конце 7 века. В Раннесредневековое время обнаружились находки гипокауста — отопления пола и могила маленькой девочки из франконской знати.

В ранние времена Каролингов это здание было значительно более крупным каменным зданием, в котором Карл Великий провел свой императорский совет в 794 году. Сын Карла, Людовик Благочестивый, построил Императорский Пфальц, где в 823 году родился его младший сын, будущий император Карл Лысый, а в 876 году умер король Людвиг Немецкий. С завершением строительства третьего церковного здания связано известие об освящении церкви 1 сентября 855 года архиепископом Майнцским Грабаном Маурусом.

2 декабря 882 года император Карл III Толстый основал монастырь с духовенством в Пфальцской капелле, которая была построена его отцом Людвигом Немецким аналогично пфальцским монастырям Ахен и Компьен под Парижем. Франкфурт также должен был быть духовно отмечен своей ролью столицы Восточно-Франкской Империи.

Гогенштауфены начали расширять сводчатую церковь. Согласно документам, Каролингская церковь сильно обветшала, особенно в районе башен. Строительство хора, неизвестное до последних археологических раскопок, возможно, связано с освящением главного алтаря, засвидетельствованным 24 августа 1239 года.

Здесь впервые прямо упоминается Святой Варфоломей, но приходское праздненство было назначено на день Успения. Апостол уже изображен на монастырской печати с 1215 года. В третьей четверти 13 века, на втором этапе строительства, старый неф был заменен раннеготическим трехнефным залом, первым зданием такого типа в среднерейнском регионе Гессен.

В 14 веке, когда избранный город Франкфурт после признания Золотой Буллой в 1356 году, стал выборным, начались гораздо более масштабные строительные проекты. С 1315 года началось большое строительство нового хора, с 1346 года — мощного трансепта, который делает план церкви равносторонним крестом, и, таким образом, похожим на центральное здание.

Лишь в 1410-х годах городской мастер Мадерн Гертенер смог найти конструктивно осуществимое решение соединения высокого перехода с нижним нефом. И он же в 1415 году начал строительство башни. Эта стройка, почти завершенная, была остановлена незадолго до Реформации в 1514 году. Город стал лютеранским, и с 1533 по 1548 году в соборе проходили лютеранские богослужения. Затем они повторились во время шведской оккупации в период Тридцатилетней войны. Но, поскольку были опасения по поводу имперских привиллегий и избирательных прав, церковь и монастырь были возвращены католикам. Собор вновь стал католическим, при том, что только 0,5% населения в этот момент были католиками, в основном — духовенство. Но, община росла и в 1907 году достигла 36,5%.

После того, как в стенах церкви состоялась первая королевская коронация, в 1562 году, а в 1612 году — императорская коронация, в начале 18 века ей придали великолепный интерьер в стиле барокко. Готические произведения искусства исчезли под побелкой, а в 1711 году были частично уничтожены.

Последняя история реставрации здания началась в 1854 году. При финансовой помощи австрийского императора Франца — Иосифа I, собор был отреставрирован. Различный готический интерьер получил дополнения или новые версии.

Но, 10 лет спустя, свободный город — республика и федеральная столица были аннексированы Пруссией после Австро-Прусской войны, в 1866 году, что противоречило тогдашнему международному праву. И год спустя, в ночь перед первым визитом ненавистного нового правителя Вильгельма, собор сгорел, и во всем обвинили пруссаков. Франкфуртский журналист Фридрих Штольце выразил чувства в стихотворении: «Все, что нам дорого, что для нас священно, высокое и ценное, наш храм был пожран огнем, наша свобода была пожрана мечом».

Энтузиазм по поводу восстановления собора не знал границ. Огромные пожертвования жителей города, включая евреев и протестантов, дали возможность не только достроить сгоревшую башню по сохранившимся средневековым планам, и восстановить разрушенную крышу, укрепив ее железной конструкцией нового типа, строитель Регенсбургского Собора Франц Йозеффон Денцингер, отвечавший за руководство стройкой, снес части старого монастыря, чтобы освободить место для нового вестибюля. Прежде всего он изменил раннеготический неф, чтобы создать в церкви единое пространственное впечатление, подняв свод. Мебель в стиле барокко была почти полностью удалена. Городской священник Эрнст Франц Август Мюнценбергер, известный коллекционер и искусствовед, не только раскритиковал работу Денцингера, но и оснастил собор оригинальными готическими алтарями, которые он приобретал по всей Германии.

Учитывая функцию сокровищницы истории, собор не хотели восстанавливать после ущерба, нанесенного войной в 1944 году, по понятным причинам. Архитекторы Алоис Гифер и Герман Меклер не только удалили практически нетронутую историческую картину, а также большую галерею в западной части нефа, но и покрасили собор в светло-бежевый цвет, а колоннам и каменной мебели придали благородный вид, использовав краску в виде песчаника, что соответствовало внешнему виду здания.

При реконструкции интерьера конца 20 века была предпринята попытка восстановить первую версию готического периода, и адаптировать неоготические компоненты к этим версиям. Остальные цветные варианты сводов и каменных фигур были свободно выставлены, очищены и дополнены, чтобы собор снова стал ярким.

Северный портал, приблизительно 1350 год. Самый величественный вход в церковь, и первоначально он выполнял функцию главного входа. В Средние века он использовался как императорский портал для входа новоизбранного короля к алтарю. Роза под фронтоном также напоминает главный портал французской коронационной церкви в Реймсе, а потом была скопирована в Мейсене несколько десятилетий спустя.

В нижней правой части башни расположен Южный портал позднеготического периода 1422 года. На двери, созданной Хайнцем Оскаром Висселем в 1956 — 1958 годах изображены люди и события из истории собора.

Это основатели Карл Великий и Людовик Немецкий, примирение Императора Оттона I с его братом Генрихом Баварским (941 год), крестовая проповедь Бернара Клервосского (1146 год), избрание Фридриха Барбароссы в 1152 году и императора Карла IV Золотой Буллой 1356 года, которая определила собор как избранную императорскую церковь.

Еще один большой портал собора расположен в Южном трансепте. Только здесь сохранилась почти полная коллекция скульптур высокой готики. Вероятно, он был создан в 1350 году мастером Анце, работавшим во Фрайбурге и Страсбурге. Здесь изображены Поклонение Волхвов; рыцарь, на которого нападает лев, Богоматерь; Иосиф в еврейской шляпе, которая свидетельствует о еврейском происхождении Иисуса, но также как напоминание о синагоге напротив и приглашение ее прихожанам в 1460 году прийти в «Новый Израиль»; Петр и пророк Исайя, тексты которого относятся к Крещению; сцена распятия с двумя поклоняющимися фигурами в буржуазных средневековых одеждах, скорее всего — парой меценатов; два святых покровителя — Варфоломей и Карл Великий. Бронзовые ворота были созданы в 1950-х годах Гансом Меттелем, профессором Штедельшуле.

Эта дверь ведет в зал высокой башни с большими ажурными окнами.

Цвет и рисунок витражей повторяют витраж 15 века, а опорные части покрашены под красный тесаный камень. Окна по всему собору были подарены франкфуртскими компаниями после ВМВ и были выполнены из легкого промышленного стекла с геометрическими узорами по эскизам кассельского художника Ганса Лейстикова.

Доминантой башенного зала является оригинал Группы Распятия с кафедрального кладбища, созданный Якобом Хеллером в 1509 году вместе с майнцским скульптором Гансом Бакоффеном. Небольшая латунная пластина с надписью в кресте закрывает отверстие для реликвии креста, приобретенной в Риме в 1500 году. Монументальное произведение изображает распятого Иисуса между двумя ворами — Гестасом и Дисмасом. Внизу скорбящая Мария и любимый ученик Иоанн. Мария Магдалина стоит на коленях, а за крестом центурион Лонгин указывает копьем на Иисуса. Добрый вор похож на Иисуса, потому что праведник после смерти становится подобен Христу.

Трехнефный зал теперь имеет структурный вид 19 века. Раннеготический зал 13 века был полностью перепроектирован после пожара собора в 1867 году. В частности, свод был увеличен на 7 метров и таким образом совмещен с башней, трансептом и хором. Также были заменены окна и колонны.

Крестильная купель 17 века, скорее всего, создали в мастерской Юстуса Глескера, она выполнена из вильмарского мрамора, на ней изображены ангелы. Латунная крышка датируется началом 18 века. За купелью — фигура Иоанна Крестителя 18 века, с другой стороны — неоготическая Пьета, подаренная в память о городском священнике Мюценбергере, созданная в 1913 году Каспаром Вейсом.

Широкий трансепт представляет собой самое монументальное решение трансепта периода немецкой готики. Вместе с перекрестком его длина составляет 62 метра, а ось восток — запад имеет длину 64 метра и ширину 11 метров. Высота такая же, как и во всем здании — 23,20 метров. Эта часть собора была построена в 14 веке, северный трансепт между 1346 и 1353 годами, а в 1952 году было начато строительство южного трансепта. С освящением в 1369 году крестового престола посреди трансепта перед четырехметровым доксалом (завеса) строительство считалось завершенным. Хотя исследования показали, что своды несколько более поздние — 1460-х годов. Реконструкция 1992 года повторяет находки периода строительства. Именно здесь, за ширмой, отделяющей выборщиков от толпы, избирался король и император, начиная с короля Вацлава, выбранного в 1376 году.

С 1562 года коронация проходила перед алтарем — ширмой во время Императорского Собора, а с 1711 года — перед решеткой хора. Под руководством епископа Майнцского проводилась духовная церемония с миропомазанием, коронацией и облачением. На боковых алтарях хора принималась присяга и давалось первое рыцарское звание. Картина из Мейтенсшуле (сегодня находится в Венском Казначействе) впечатляюще изображает королевскую коронацию Иосифа II в. 1764 году в присутствие его отца, Императора Франца I, Штефана Лотарингского и герцога Тосканского.

Во Франкфуртском соборе были коронованы:

Максимилиан II Габсбургский — 30 ноября 1562 года

Маттиас Габсбургский — 24 июня 1612 года

Фердинанд II Габсбургский — 9 сентября 1619 года

Леопольд I Габсбургский — 1 августа 1658 года

Карл VI Габсбургский — 22 декабря 1711 года

Карл VII Виттельсбахский — 12 февраля 1742 года

Франциск I Штефан Лотарингский — 4 октября 1745 года

Иосиф II Габсбург-Лотарингский — 3 апреля 1764 года

Леопольд II Габсбург-Лотарингский — 9 октября 1790 года

Франциск II Габсбург-Лотарингский — 14 июля 1792 года

Сегодня на перекрестье находится подиум главного алтаря и амвон из блоков белого евилльского камня. Алтарный «остров» был спроектирован ахенским архитектором и скульптором Ульрихом Ханом и установлен в 1993 году. В алтаре хранятся мощи двух покровителей собора — Святого Варфоломея и Карла Великого, а также святой Хильгергарды. Над алтарем висит выразительное распятие в стиле барокко, работы франкфуртского скульптора Андреаса Донетта, конца 17 века.

На северной стороне хоровой арки находится алтарь Прощания Апостола. Верхняя часть образована Коронацией Девы Марии в полукруглой нише, украшенной башенками. Ядро представляет саксонский крылатый алтарь (предположительно 1523 года) на котором изображено прощание апостолов на крыльях. В закрытом состоянии (во времена адвента и Великого Поста) изображена сцена на горе Елеонской, а также настоятель и епископ, стоящие по бокам в качестве стражей святыни. В 1900 году алтарь в его нынешнем виде был собран из нескольких частей благодаря вмешательству Александра Шнютгена из мастерской Менгельберга в Кёльне.

На противоположной стороне Алтарь Девы Марии, состоящий из различных готических частей и установленный в 1859 году в Баварии. Через 20 лет епископ Майнца приобрел его для собора. Вероятно, он происходит из Тироля и изображает Богоматерь, которую несут ангелы, в сопровождении святых Николая и Бонифация.

На западной стене бокового нефа до сих пор сохранились следы постройки более ранней церкви. В 1993 году были обнаружены последние остатки фресок. Готическая фреска примерно1400 года изображала сцены из жизни Марии. Удалось идентифицировать сцену Обрезания и Благовещения.

На строгих высоких стенах северного трансепта мало архитектурных украшений. 13 оригинальных краеугольных камней искусно вставлены в стены.

Над могилами расположена картина «Распятия» с поклоняющейся семьей меценатов фон Плеттенбергов, созданная во Франкфурте около 1700 года, в великолепной раме в стиле барокко, в память об умерших членах семьи. По крестам над головами детей понятно, что они тоже умерли.

На западной стене с 1950 года доминирует большая картина Антониса ван Дейка «Оплакивание Христа». По устному преданию, картину художник создал примерно в 1627 году для нищенствующего монастыря в Майнце. В 1792 году францисканцы бежали из Майнца и картина оказалась в руках Франца Антона Брентано, брата Клеменса Брентано и Беттины фон Арним. Первоначально картина висела в домашней часовне виллы Брентано в Рёдельсхайме, и, как гласит надпись, была завещана супругами собору в 1852 году.

Слева от предыдущей картины висит изображение маньеристического Богоявленского престола с Поклонением Волхвов. В 1619 году алтарь подарил соборный схоластер и апостольский императорский книжный комиссар (был такой орган цензуры на книжных ярмарках) Валентин Лейхт в конце 16 века.

Справа — копия «Тернового венца» Ван Дейка 17 века, которую привез в собор в 1853 году придворный асессор франкфуртской полиции Лейкам.

Картина «Смерть Магдалины» (1720 год) чешского художника Петера Брандла, в великолепной раме в стиле рококо подарена семьей фон Оттен в 1744 году.

Внешние формы Южного трансепта аналогичны Северному аналогу. В трансепте доминирует органная галерея, 1950-х годов. Орган, построенный в 1957 году, был расширен в 90-х годах и вместе с меньшим хоровым органом имеет 115 регистров. Таким образом, это самая крупная органная система в Гессене, и с большим органом (86 регистров) она используется для романтической органной литературы в стиле барокко.

На одном из алтарей установлен реликварий с лобовой костью святого Варфоломея, в праздничные дни реликварий открывается для поклонения. Он принадлежит к группе брюссельских алтарей около 1500 года, созданных на экспорт. Вероятно, он был создан для Любома, Польша. На нем изображено Святое Семейство, и над ними — Бог Отец с ангелами. Крылья, расписанные только внутри в стиле поздней готики, представляют собой части главного алтаря приходской церкви Партенхайма, снесенной в 1783 году, и изображают Преображение Христа слева и манну небесную справа, созданы около 1500 года. Фигуры апостолов были созданы на Среднем Рейне, около 1400 года. Каменный навес для фигуры Божьей Матери относится к концу 15 века. На основании изображены рельефные изображения 4 Отцов Латинской церкви: Иеронима, Августина, Григория и Амвросия, а также покровителя собора — Варфоломея. «Непорочная» работы скульптора Шпайера и ученика Шванталера Готфрида Ренна заменила изображение Девы Марии в облачении в 1856 году. Резное изображение в стиле бидемайер соответствует «Явлению Девы Марии» на улице дю Бак в Париже.

Ящик для церковных ценностей, открывался только с помощью нескольких ключей.

По всей церкви прикреплены мемориальные доски: кантору, папскому протонарию, доктору юриспруденции Генриху фон Рейну (1510 год), курфюрсту Майнца Георгу фон Бентцель-Штернау (1785 год), советнику императорского двора Гектору Вильгельму Бауру фон Айзенеку)1712 год), покровителю основателя и ректора Гуго Эберхарда фон Шарффенштайна, епископу Гуго фон Греноблю (1132 год), епископу Эберхарду Зальцбургскому (1164 год); королевской семье; баварскому торговому советнику Францу Марии фон Швайцеру (1812 год), приехавшему из Вероны; последнему монастырскому учителю и священнослужителю Францу Антону Молинари (1828 год).

Не меньшее количество могильных плит. Гробницы, в основном, в стиле барокко, были восстановлены после серьезного ущерба от бомбардировок 1944 года. Самая старая могила относится к 680 году, в ней похоронена девушка из знатного франконского рода, 680 год. Из собора происходит гербовый камень рыцаря Хайльмана фон Праунгейма (1472 год). Рядом — надгробия Рудольфа фон Заксенхаузена (1371 год), верного сторонника антикороля Гюнтера фон Шварцбурга, изображенного в полных рыцарских доспехах. Некоторыен надгробия принадлежат семье Турн унд Таксис из черного мрамора Шапбаха.

Некоторые надгробия особенно ценны. Людвиг (1383 год) и Герта (1396 год) фон Хольцхаузены с розами и гербом Вайса фон Лимбурга. Особого внимания заслуживают два мифических существа внизу камня из мастерской Мадерна Гертенера, происходящего из кармелитской церкви.

Соседнее надгробие — мэра Иоганна фон Хольцхауэра — Крузелерхуд (1393 год) и его жены Гемалин Гудиллы Гольдштейн (1371 год) — происходит из снесенной часовни святого Михаила. Над головами — фамильные гербы, под ногами — лев как символ силы и собака как символ верности.

Могильная плита Вормсского принца — епископа Иоганна Карла фон Франкенштайна (1691 год), изображенного очень величественно. Епископ был изгнан из своей епархии во время французских войн за воссоединение, проживал во Франкенштайнском дворце Заксенхаузене, а после смерти был захоронен в этом соборе.

Гербы уверенно демонстрируют претензии имперского города. Они принадлежали патрицианским семьям Лениг, Глаубург, Вайс цум Ребшток, Вайс цум Краних, Марторф цум Паради, Вайс цу Лимбург, Брайденбах, Шмидт, Кноблаух, фон Бюсек, Хольцхаузен, Монис, вырезанным в 19 веке. Их вырезали по моделям, пришедшим в неприглядный вид после пожара собора. Основы для крепления созданы по трем сохранившимся образцам 1778 году.

Алтарь «Святого Сердца» был приобретен Майнцским епископом в 1868 году. Алтарь мастерской Ульма Векмана изначально происходит из приходской церкви в Граубюндене. Судя по надписи, его выполнил меммингенский художник Иво Штригель в 1505 году. Слева изображена святая Варвара и святой Флорин фон Ремюс, справа — церковь святого Эмерита и король Люций.

Алтарь «Сон Марии», 1434 — 1438 годов в одноименной часовне, единственный полностью сохранившийся средневековый алтарь в соборе, созданный из камня. Он был заказан патрицием из Франкфурта Ульрихом фон Верштаттом (умер в 1443 году) и его женой Гутге Шельмин фон Берген и изображает смерть Марии в окружении скорбящих апостолов под богатой сенью. Петр выполняет обряд. Душа Марии возносится над небеса. В левой части алтаря расположен рельеф, на котором изображена семья дарителя с 17 детьми, преклонившими колени перед Светлой Богородицей.

Эта часовня с 1399 года называется Хор Сальве из-за песни «Сальве Регина», которая исполнялась там. Крестовый свод украшен цветком Святой Марии — розой. Архитектура и обстановка этой часовни сохраняют полную цветовую гамму 19 века. Узор на стенах был разработан реставратором антверпенского собора Жаном-Батистом Бетьюном (1881 год). Английский художник Уильям Фрэнсис Диксон (1881 год) создал витраж с тайнами четок по образцу окна средневекового Кёльнского собора. У входа в часовню установлен готический Марианский светильник с гербами семей Нейгаузов и Мольпетш, связанных браком с семьей Верштаттов. Над ним можно увидеть бронзовый герб Гектора Вильгельма Баура фон Айзенека (умер в 1712 году).

Алтарь Святой Анны, созданный Мюнценбергером и Янссеном в 16 веке и в 1898 году. После ВМВ в алтарном основании были обнаружены два надгробия еврейских мужчин 13 века, которые перенесли на еврейское кладбище на Баттоннштрассе. Над алтарем замуровано женское надгробие. Сам алтарь был заказан в 1898 году капитулом Кельнского собора и коллекционером произведений искусства Александром Шнютгеном как памятник Мюнценбергеру и Йоханнесу Янссенам. Неоготический алтарь Вильгельма Менгельберга содержит фигуры из коллекции Мюнценбергера: баварскую Анну Зельбдритт, франконского Иоанна Евангелиста, и, вероятно, из-за давнего покровительства Карла — швабского святого. На пределе изображен позднеготический саксонский рельеф Тайной Вечери.

В соборе довольно много картин 15–19 веков.

Часы работы смотровой площадки на башне:

с апреля по сентябрь со вторника по пятницу, с 10.00. до 18.00.

в выходные дни с 11.00. до 18.00.

с октября по март со среды по пятницу с 10.00. до 17.00.

в выходные дни с 11.00. до 17.00.

По средам по предварительному запросу, в 17.00. — экскурсия.

Последний вход — за 30 минут до закрытия.

Входной билет на башню:

взрослый 3 евро, льготный 2 евро.

Вход в Собор бесплатный.

Адрес:

60311 Франкфурт на Майне.

Другие материалы по Федеральной Земле Гессен по ссылкам ниже:

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'