Путешествуем по Грузии. Вардзия, Зеленый монастырь и Боржоми

tourister.ru 1 неделя назад 9
Preview

10-й отчет о самостоятельном путешествии в Грузию и по Югу России.

6-й день путешествия — 11 июля 2024 года (четверг).

Предыдущий отчет об этом путешествии, можно прочитать — здесь — «Путешествуем по Грузии. Ахалцихе и крепость Хертвиси.»

Осмотрев крепость Хертвиси — мы по живописной дороге (ехать 17 километров), добрались к легендарной Вардзии, чьи пещеры в горе стали очень хорошо видны с берега реки Куры — на фото.

ВАРДЗИЯ — расположилась на высоте 1300 метров над уровнем моря.

В кассе мы купили билеты — 2 взрослых билета — за меня и Антона — по 15 лари, внучка прошла бесплатно, плюс билет на автобус — 4 лари (туда и обратно).

Здесь же у кассы — информационный — центр для туристов и туалет, а также сувенирный магазин, где мы потом купили магнитики на память.

Билет на автобус надо взять обязательно, если не хотите устать к осмотру самих пещер, так как подъем происходит по асфальтированной дороге длиной всего 700 метров, но уж очень крутой подьем в гору.

Мы сели в автобус — и через пять минут стояли уже у входа в комплекс Вардзия — на фото.

С 1938 года — Вардзия имеет статус — Музея — Заповедника.

ВАРДЗИЯ — это памятник культуры Грузии — национального значения и претендент от Грузии на включение в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вардзия — это пещерный монастырский комплекс 12–13 века и выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества.

Вардзия была создана в основном в 1156 -1205 годах, в правление царя Грузии — Георгия III и его дочери царицы Тамары (по легенде — именно она в своем малолетстве, крикнула — " Я здесь, дядя! " по грузински — «Ак вар, дзия.«)

Это время называют „Золотым веком Грузии“.

На протяжении 900 метров — вдоль левого берега Куры, в отвесной туфовой стены горы Эрушети (по нашему — Медвежья) — было высечено более 600 помещений — церкви, часовни, жилые кельи монахов, кладовые, бани, трапезные, библиотеки и склады.

Помещения уходят на 50 метров в глубину и поднимаются в высоту на 8 этажей.

В 12 — 13 веке это была и крепость, так как сначала помещения были скрыты скалой и с поверхностью их соединяли только три подземных хода, так во время войны Грузии с турками-сельджуками, царица Тамара в 1193 — 1195 года, находилась в Вардзии со всем своим двором.

В 1283 году произошло сильное землетресение в Грузии, и в результате — от скалы, отделился и упал в Куру пласт горной породы толщиной 15 метров.

В результате этого — 70 процентов Вардзии было разрушено, а многие помещения обнажились (теперь мы их хорошо видим, а в 13 веке мы не увидели бы вообще ничего), а сама Вардзия после этого навсегда утратила свое оборонное назначение.

В дальнейшем Вардзия развивалась, как христианский монастырь.

Не надо расслабляться, так как под ногами — могут оказаться — вот такие колодцы — ямы, на другие уровни Вардзии. И идти строго по стрелочкам, которые указывают путь.

Вардзия так же сильно пострадала в 16 веке, так в 1551 году — ее захватил и частично разрушил персидский шах Тахмасп, а в 1589 году захватили турки-османы, которые при этом убили и сожгли монахов, которые в то время обитали в монастыре.

От пещер Вардзии открываются шикарные виды на долину реки Куры — на фото.

Дети были в востроге от всего увиденного, они старались забраться в каждую пещеру и тоннель.

Я же нечто похожее, но только в более масштабном исполнение — видел в Каппадокии в Турции в августе 2018 года, о чем можно прочитать — здесь — " Самостоятельно по Каппадокии. От долины Пашабаг до долины Зельве.»

Хотя и меня Вардзия тоже впечатлила.

Здесь в Вардзии и сейчас проживает 6 монахов — на нижнем фото — помещения, где они живут — проход в этом месте закрыт для посещения.

На нижнем фото — видна в центре — галерея с колокольней и два арочных высоких проема церкви.

Это церковь Успения Пресвятой Богородицы и главный храм Вардзии и монастыря.

На фото — звонница церкви (13 века).

На наружных стенах — фрески, которые изображают Страшный Суд — на фото.

Заходим внутрь церкви и здесь тоже фрески, в том числе изображения — царя Георгия III и его дочери — царицы Тамары, а также фрески Успения, Вознесения и Преображения Богородицы.

Именно в этом помещении церкви — турки-османы в 1589 году сожгли монахов Вардзии, копоть от костров покрыла все стены и благодаря ей, уникальные средневековые фрески 13 века законсервировались и теперь мы можем все это рассмотреть — на фото.

Прогулка наша по пещерам Вардзии была около двух часов с 14.00 до 16.00, этого хватило, чтобы дети выдохлись.

Вардзия открыта летом — ежедневно с 10.00 — 19.00.

Мы спустилсь к нашей машине и поехали в направление Боржоми. Дети от усталости в машине уснули.

Когда подъезжали к Боржоми — водитель предложил заехать по пути в Зеленый монастырь, который не входил в наши планы, но мы согласились и это было правильно.

ЗЕЛЕНЫЙ МОНАСТЫРЬ — находится в 9 километрах о Боржоми и свое название получил из-за обилия зеленой растительности. Действительно когда подъезжали к нему — было впечатление, что едем через тропический лес, так как путь проходит через живописный лес с многочисленными ручейками и склонами укутанными мхом.

Считается, что монастырь (официальное название — монастырь Святого Георгия) был основан в 9 веке, а в 16 веке на монастырь напали персы, которые его разграбили, а около 300 монахов были замучены и убиты.

После этого на несколько столетий монастырь был заброшен и восстанавливать его стали только в 1978 году, сейчас здесь проживает 4 монаха.

После Зеленого монастыря — мы быстро приехали в Боржоми — я попросил нас высадить у входа в городской парк, где мы продолжили путь пешком, а водитель поехал дальше и стал нас ждать у входа в Центральный парк у канатной дороги.

БОРЖОМИ — очень зеленый город-курорт (население всего 13 тысяч жителей) — расположился в ущелье Куры, которая делит Боржоми на две части.

Боржоми находится на высоте 800–850 метров, поэтому даже летом здесь не бывает жарко.

На фото — вход со львами в городской парк (Сад Коставы) — отсюда мы и начали нашу небольшую прогулку по Боржоми.

Проходя по парку, слева увидим здание железнодорожного вокзала — сейчас внутри гостиница и ресторан.

Здесь же в середине парка — находится церковь Николая Чудотворца — это Кафедральный собор города, построенный в 2003 году, в стиле древних храмов Грузии. Внутри красивые фрески.

Выходим из парка к мосту и переходим по нему речку Боржомула.

Здесь и начинается главная туристическая улица города и его главный променад — улица 9-го Апреля — на фото.

На этой улице — множество кафе и ресторанов, сувенирных лавок, продуктовые магазины, интересные по архитектуре дома и особняки, в том числе начала 20 века.

Через речку перекинуто множество мостиков — самый необычный — это мост- петелька, здесь же и беседка — Ротонда — на фото.

На другой стороне выделяется отель Краун Плаза (ночь в нем стоит почти 200 долларов США).

Отель стилизирован по голландскую архитектуру.

Город знаменит своей минеральной водой «Боржоми», занимающей первое место по экспорту из Грузии.

Здесь, почти у входа в Центральный парк — находится бесплатный источник с холодной минеральной водой Боржоми, которую мы набрали в бутылки, но по вкусу — она не совсем такая, что мы привыкли пить в магазинах.

На нижнем фото — вход в Центральный парк и касса, справа от них кабины канатной дороги.

Мои внуки устали и не захотели больше идти (остались отдыхать в машине) — было уже около 19 часов вечера и я купив билет за 5 лари — совершил небольшую прогулку по парку.

Недалеко от входа — находится изящная стеклянная беседка с источником минеральной воды Боржоми — на фото

Парк окружен не слишком высокими горами, которые покрыты хвойными и широколиственными лесами.

От беседки я свернул вправо и пройдя около 500 метров, оказался у водопада и скульптуры Прометей.

Это было последнее, на что у меня хватило сил.

Далее был ужин недалеко от Боржоми и затем снова в путь — в Тбилиси.

Машина привезла нас к нашему гостевому дому в Тбилиси в 22.30.

Весь маршрут у нас занял 15,5 часов, но зато это и был один из самых запоминающихся дней в Грузии.

Мы сразу рухнули в свои кровати отдыхать, ведь завтра мы покинем Тбилиси и продолжим наши поездки по Грузии, но об этом я расскажу в следующем отчете…

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?